Подборка общих замечаний ООН ( …Право наций на самоопределение Page 30 p. 6 )

24 

ОРГАНИЗАЦИЯ  ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ HRI

МЕЖДУНАРОДНЫЕ  ДОГОВОРЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Page1  

Distr.   GENERAL   HRI/GEN/1/Rev.9 (Vol. II)

27 May 2008  RUSSIAN

Original: ENGLISH

МЕЖДУНАРОДНЫЕДОГОВОРЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Том II

ПОДБОРКА ЗАМЕЧАНИЙ ОБЩЕГО ПОРЯДКА И ОБЩИХ

РЕКОМЕНДАЦИЙ, ПРИНЯТЫХ ДОГОВОРНЫМИ

ОРГАНАМИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Записка секретариата

В этом документе содержится подборка замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых соответственноКомитетом по экономическим, социальным и

культурным правам, Комитетом по правам человека, Комитетом по ликвидации расовой

дискриминации, Комитетом по ликвидации дискриминации в отношенииженщин,

Комитетом против пыток и Комитета по правам ребенка. Комитет по защите прав

трудящихся-мигрантов пока еще не принял никаких замечаний общего порядка

GE.08-42245 (R) 240608 260608 HRI/GEN/1/Rev.9

page 2

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

I. ЗАМЕЧАНИЯ ОБЩЕГО ПОРЯДКА, ПРИНЯТЫЕ КОМИТЕТОМ ПО

ЭКОНОМИЧЕСКИМ, СОЦИАЛЬНЫМ И КУЛЬТУРНЫМ ПРАВАМ ………..

Замечание общего порядка № 1 — Представление докладов государствами-

участниками ………………………………………………………………………………………………

Замечание общего порядка № 2 — Международные мерыв области

предоставления технической помощи (статья 22 Пакта) ……………………………..

Замечание общего порядка № 3 — Природа обязательств государств-

участников (пункт 1 статьи 2 Пакта) …………………………………………………………..

Замечание общего порядка № 4 — Право на достаточноежилище

(пункт 1 статьи 11 Пакта) …………………………………………………………………………..

Замечание общего порядка № 5 — Лица с какой-либо формой инвалидности .

Замечание общего порядка № 6 — Экономические, социальные и

культурные права пожилых людей …………………………………………………………….

Замечание общего порядка № 7 — Право на достаточноежилище

(пункт 1 статьи 11 Пакта): принудительные выселения ……………………………..

Замечание общего порядка № 8 — Связь между экономическими

санкциями и уважением экономических, социальных и культурных прав ……

Замечание общего порядка № 9 — Применение Пакта во внутреннем праве …

Замечание общего порядка № 10 — Роль национальных учреждений по

правам человека в защите экономических, социальных и культурных прав …

Замечание общего порядка № 11 — План мероприятий по начальному

образованию (статья 14) …………………………………………………………………………….  HRI/GEN/1/Rev.9

 page 3

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Стр.

Замечание общего порядка № 12 — Право на достаточное питание

(статья 11) ………………………………………………………………………………………………….

Замечание общего порядка № 13 — Право на образование (статья 13) …………..

Замечание общего порядка № 14 — Право на наивысший достижимый

уровень здоровья (статья 12) ……………………………………………………………………….

Замечание общего порядка № 15 — Право на воду (статьи 11 и 12 Пакта) ……..

Замечание общего порядка № 16 — Равное для мужчин иженщин

право пользования всеми экономическими, социальными и

культурными правами (статья 3) …………………………………………………………………

Замечание общего порядка № 17 — Право каждого на пользование

защитой моральных и материальных интересов, возникающих

в связи с любыми научными, литературными или художественными

трудами, автором которых он является (статья 15) ………………………………………

Замечание общего порядка № 18 — Право на труд (статья 6) …………………………

Замечание общего порядка № 19 — Право на социальное

обеспечение (статья 9) ………………………………………………………………………………..

II. ЗАМЕЧАНИЯ ОБЩЕГО ПОРЯДКА, ПРИНЯТЫЕ КОМИТЕТОМ

ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ………………………………………………………………………….

Замечание общего порядка № 1 — Обязательство по представлению

докладов …………………………………………………………………………………………………….

Замечание общего порядка № 2 — Руководящие принципыпредставления

докладов …………………………………………………………………………………………………….

Замечание общего порядка № 3 — Статья 2 (осуществление на

национальном уровне) ……………………………………………………………………………….. HRI/GEN/1/Rev.9

page 4

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Стр.

Замечание общего порядка № 4 — Статья 3 (равное для мужчин

иженщин право пользования всеми гражданскими и политическими

правами) ……………………………………………………………………………………………………

Замечание общего порядка № 5 — Статья 4 (отступления от обязательств) …..

Замечание общего порядка № 6 — Статья 6 (право нажизнь) ……………………….

Замечание общего порядка № 7 — Статья 7 (запрещение пыток или

жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство

обращения и наказания) ……………………………………………………………………………..

Замечание общего порядка № 8 — Статья 9 (право на свободу и личную

неприкосновенность) …………………………………………………………………………………

Замечание общего порядка № 9 — Статья 10 (гуманное обращение с лицами,

лишенными свободы) ………………………………………………………………………………..

Замечание общего порядка № 10 — Статья 19 (свобода придерживаться

своих мнений) ……………………………………………………………………………………………

Замечание общего порядка № 11 — Статья 20 ………………………………………………

Замечание общего порядка № 12 — Статья 1 (право на самоопределение)……..

Замечание общего порядка № 13 — Статья 14 (отправление правосудия) ……..

Замечание общего порядка № 14 — Статья 6 (право нажизнь) ……………………..

Замечание общего порядка № 15 — Положение иностранцев в соответствии

с Пактом ……………………………………………………………………………………………………

Замечание общего порядка № 16 — Статья 17 (право на личную жизнь) ……….

Замечание общего порядка № 17 — Статья 24 (права ребенка) ……………………..  HRI/GEN/1/Rev.9

page 5

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Стр.

Замечание общего порядка № 18 — Недискриминация ………………………………….

Замечание общего порядка № 19 — Статья 23 (семья) …………………………………..

Замечание общего порядка № 20 — Статья 7 (запрещение пыток или

жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения

и наказания) ……………………………………………………………………………………………….

Замечание общего порядка № 21 — Статья 10 (гуманное обращение

с лицами, лишенными свободы) ………………………………………………………………….

Замечание общего порядка № 22 — Статья 18 (свобода мысли, совести

и религии) ………………………………………………………………………………………………….

Замечание общего порядка № 23 — Статья 27 (права меньшинств) ……………….

Замечание общего порядка № 24 — Вопросы, касающиеся оговорок,

сделанных при ратификации Пакта и Факультативных протоколов к

нему или при присоединении к ним или в связи с заявлениями,

предусмотренными статьей 41 Пакта ………………………………………………………….

Замечание общего порядка № 25 — Статья 25 (участие в ведении

государственных дел и право голосовать) ……………………………………………………

Замечание общего порядка № 26 — Континуитет обязательств ……………………..

Замечание общего порядка № 27 — Статья 12 (свобода передвижения) …………

Замечание общего порядка № 28 — Статья 3 (равноправие мужчин

иженщин) ………………………………………………………………………………………………….

Замечание общего порядка № 29 — Статья 4 (отступления от обязательств

в связи с чрезвычайным положением) ………………………………………………………… HRI/GEN/1/Rev.9

page 6

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Стр.

Замечание общего порядка № 30 — Обязательства государств-участников

по представлению докладов в соответствии со статьей 40 Пакта …………………

Замечание общего порядка № 31 — Характер общего юридического

обязательства, налагаемого на государства — участники Пакта …………………….

Замечание общего порядка № 32 — Право на равенство перед судами

и трибуналами и на справедливое судебное разбирательство ………………………

Том II

III. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ КОМИТЕТОМ ПО

ЛИКВИДАЦИИ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ …………………………………….. 11

Общая рекомендация I, касающаяся обязательств государств-участников

(статья 4 Конвенции) ………………………………………………………………………………… 11

Общая рекомендация II, касающаяся обязательств государств-участников …. 11

Общая рекомендация III, касающаяся представления докладов

государствами-участниками ……………………………………………………………………… 12

Общая рекомендация IV, касающаяся представления докладов

государствами-участниками (статья 1 Конвенции) …………………………………….. 13

Общая рекомендация V, касающаяся представления докладов

государствами-участниками (статья 7 Конвенции) …………………………………….. 13

Общая рекомендация VI, касающаяся просроченных докладов ………………….. 15

Общая рекомендация VII относительно осуществления статьи 4 ……………….. 16

Общая рекомендация VIII, касающаяся толкования и применения

пунктов 1 и 4 статьи 1 Конвенции ……………………………………………………………… 17  HRI/GEN/1/Rev.9

page 7

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Стр.

Общая рекомендация IX, касающаяся применения пункта 1 статьи 8

Конвенции …………………………………………………………………………………………………. 17

Общая рекомендация X, касающаяся технической помощи ………………………… 18

Общая рекомендация XI о негражданах ……………………………………………………… 19

Общая рекомендация XII о государствах-правопреемниках ………………………… 19

Общая рекомендация XIII о подготовке должностных лиц

правоохранительных органов по вопросам защитыправ человека ………………. 20

Общая рекомендация XIV по пункту 1 статьи 1 Конвенции ………………………… 21

Общая рекомендация XV по статье 4 Конвенции ……………………………………….. 22

Общая рекомендация XVI, касающаяся применения статьи 9 Конвенции ……. 23

Общая рекомендация XVII о создании национальных институтов

по содействию осуществлению Конвенции ………………………………………………… 24

Общая рекомендация XVIII об учреждении международного трибунала

для судебного преследования преступлений против человечности ……………… 25

Общая рекомендация XIX по статье 3 Конвенции ………………………………………. 26

Общая рекомендация XX по статье 5 Конвенции ……………………………………….. 27

Общая рекомендация XXI о праве на самоопределение ………………………………. 28

Общая рекомендация XXII по статье 5 Конвенции применительно

к беженцам и перемещенным лицам …………………………………………………………… 31

Общая рекомендация XXIII о правах коренных народов …………………………….. 32

Общая рекомендация XXIV, касающаяся статьи 1 Конвенции ……………………. 34 HRI/GEN/1/Rev.9

page 8

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Стр.

Общая рекомендация XXV о гендерных аспектах расовой дискриминации … 35

Общая рекомендация XXVI по статье 6 Конвенции …………………………………… 37

Общая рекомендация XXVII о дискриминации в отношении рома …………….. 37

Общая рекомендация XXVIII о последующих мерах по итогамВсемирной

конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации,

ксенофобии и связанной с ними нетерпимости ………………………………………….. 44

Общая рекомендация XXIX по пункт 1 статьи 1 Конвенции (родовое

происхождение) ………………………………………………………………………………………… 48

Общая рекомендация XXX о дискриминации неграждан …………………………… 55

Общая рекомендация XXXI о предупреждении расовой дискриминации

в процессе отправления и функционирования системы

уголовного правосудия ……………………………………………………………………………… 62

IV. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ КОМИТЕТОМ ПО

ЛИКВИДАЦИИ ДИСКРИМИНАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН …………. 79

Общая рекомендация № 1 — Представление докладов государствами-

участниками ……………………………………………………………………………………………… 79

Общая рекомендация № 2 — Представление докладов государствами-

участниками ……………………………………………………………………………………………… 79

Общая рекомендация № 3 — Воспитание и программыв области

общественной информации ……………………………………………………………………….. 80

Общая рекомендация № 4 — Оговорки ………………………………………………………… 81

Общая рекомендация № 5 — Временные специальные меры ……………………….. 81

Общая рекомендация № 6 — Эффективные национальные механизмыи

информирование общественности ……………………………………………………………… 82

Общая рекомендация № 7 — Ресурсы ………………………………………………………….. 83  HRI/GEN/1/Rev.9

page 9

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Стр.

Общая рекомендация № 8 — Осуществление статьи 8 Конвенции ………………… 84

Общая рекомендация № 9 — Статистические данные, касающиеся

положенияженщин ……………………………………………………………………………………. 84

Общая рекомендация № 10 — Десятая годовщина принятияКонвенции

о ликвидации всех форм дискриминации в отношенииженщин ………………….. 85

Общая рекомендация № 11 — Технические консультативные услуги для

выполнения обязательств по представлению докладов ……………………………….. 86

Общая рекомендация № 12 — Насилие в отношенииженщин ………………………. 87

Общая рекомендация № 13 — Равное вознаграждение за равный труд ………….. 88

Общая рекомендация № 14 — Обрезание уженщин ……………………………………… 89

Общая рекомендация № 15 — Недопущение дискриминацииженщин

в национальных стратегиях предупреждения синдрома приобретенного

иммунодефицита (СПИДа) и борьбыс ним ………………………………………………… 91

Общая рекомендация № 16 — Женщины, безвозмездно работающие

на городских и сельских семейных предприятиях ………………………………………. 92

Общая рекомендация № 17 — Измерение и количественное определение

объема неоплачиваемого трудаженщин на дому и его учет в валовом

национальном продукте …………………………………………………………………………….. 93

Общая рекомендация № 18 — Женщины-инвалиды ……………………………………… 94

Общая рекомендация № 19 — Насилие в отношенииженщин ………………………. 95

Общая рекомендация № 20 — Оговорки к Конвенции ………………………………….. 104

Общая рекомендация № 21 — Равноправие в браке и в семейных

отношениях ……………………………………………………………………………………………….. 104

Общая рекомендация № 22 — Поправка к статье 20 Конвенции ……………………. 117

Общая рекомендация № 23 — Политическая и общественнаяжизнь …………….. 119

Общая рекомендация № 24 — Статья 12 Конвенции (женщиныи здоровье) ….. 135 HRI/GEN/1/Rev.9

page 10

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Стр.

Общая рекомендация № 25 — Пункт 1 статьи 4 Конвенции (временные

специальные меры) …………………………………………………………………………………… 146

V. ЗАМЕЧАНИЯ ОБЩЕГО ПОРЯДКА, ПРИНЯТЫЕ КОМИТЕТОМ

ПРОТИВ ПЫТОК …………………………………………………………………………………….. 159

Замечание общего порядка № 1 — Осуществление статьи 3 Конвенции

в контексте статьи 22 (возвращение и сообщения) ……………………………………… 159

Замечание общего порядка № 2 — Имплементация статьи 2 государствами-

участниками ……………………………………………………………………………………………… 162

VI. ЗАМЕЧАНИЯ ОБЩЕГО ПОРЯДКА, ПРИНЯТЫЕ КОМИТЕТОМ

ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА …………………………………………………………………………… 173

Замечание общего порядка № 1 — Цели образования …………………………………… 173

Замечание общего порядка № 2 — Роль независимых национальных

правозащитных учреждений в деле поощрения и защитыправ ребенка ……… 184

Замечание общего порядка № 3 — ВИЧ/СПИДи права ребенка …………………… 194

Замечание общего порядка № 4 — Здоровье и развитие подростков

в контекстеКонвенции о правах ребенка …………………………………………………… 214

Замечание общего порядка № 5 — Общие меры по осуществлению

Конвенции о правах ребенка ……………………………………………………………………… 230

Замечание общего порядка № 6 — Обращение с несопровождаемыми и

разлученными детьми за пределами страныих происхождения ………………….. 261

Замечание общего порядка № 7 — Осуществление прав ребенка

в раннем детстве ……………………………………………………………………………………….. 298

Замечание общего порядка № 8 — Право ребенка на защиту от телесных

наказаний и других жестоких или унижающих достоинство видов

наказания ………………………………………………………………………………………………….. 327

Замечание общего порядка № 9 — Права детей-инвалидов ………………………….. 346

Замечание общего порядка № 10 — Права детей в рамках отправления

правосудия в отношении несовершеннолетних ………………………………………….. 377  HRI/GEN/1/Rev.9

page 11

III. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ КОМИТЕТОМ

ПО ЛИКВИДАЦИИ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

Всоответствии с пунктом 2 статьи 9 Международной конвенции о ликвидации всех

форм расовой дискриминации Комитет может делать предложения и общие

рекомендации, основанные на изучении докладов и информации, полученных от

государств — участниковКонвенции. Такие предложения и общие рекомендации

сообщаются Генеральной Ассамблее вместе с замечаниями государств — участников

Конвенции, если таковые имеются. До настоящего времени Комитет принял 18 общих

рекомендаций.

Пятая сессия (1972 год)

Общая рекомендация I, касающаяся обязательств государств-участников

(статья 4 Конвенции)

Основываясь на рассмотрении в ходе своей пятой сессии докладов государств-

участников, представленных в соответствии со статьей 9 Международной конвенции о

ликвидации всех форм расовой дискриминации, Комитет установил, что в

законодательстве ряда государств-участников отсутствуют нормы, предусмотренные

пунктами а) и b) статьи 4 Конвенции, осуществление которых (в соответствии с

принципами, содержащимися во Всеобщей декларации прав человека, и правами, ясно

изложенными в статье 5 Конвенции) является в соответствии сКонвенцией обязательным

для всех государств-участников.

Вэтой связи Комитет принял рекомендацию о том, чтобыте государства-участники,

в законодательстве которых имеются указанные пробелы, рассмотрели, с использованием

существующих в их странах законодательных процедур, вопрос о дополнении своего

законодательства нормами, соответствующими требованиям пунктов а) и b) статьи 4

Конвенции.

Пятая сессия (1972 год)

Общая рекомендация II, касающаяся обязательств государств-участников

Комитет рассмотрел некоторые докладыгосударств-участников, которые выразили

мнение или были внутренне убежденыв том, что государствам-участникам, на

территориях которых расовой дискриминации не существует, нет необходимости

Содержится в документе A/87/18. HRI/GEN/1/Rev.9

page 12

представлять информацию, упомянутую в сообщении Комитета от 28 января 1970 года

(CERD/C/R.12).

Однако, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Международной конвенции

о ликвидации всех форм расовой дискриминации все государства-участники принимают

на себя обязательство представлять докладыо мерах, которые они приняли и которые

свидетельствуют о претворении вжизнь положений Конвенции, а также поскольку все

категории информации, перечисленные в сообщении Комитета от 28 января 1970 года,

относятся к обязательствам, которые государства-участники взяли на себя в соответствии

сКонвенцией, это сообщение адресовано всем государствам-участникам, независимо от

того, существует ли или нет расовая дискриминация на их территориях. Комитет

приветствует включение в докладывсех государств-участников, которые еще не сделали

этого, необходимой информации в соответствии с основными положениями,

изложенными в вышеупомянутом сообщении Комитета.

Шестая сессия (1972 год)

Общая рекомендация III, касающаяся представления докладов

государствами-участниками

Комитет рассмотрел некоторые докладыгосударств-участников, содержащие

информацию о мерах, предпринятых для выполнения резолюций органов Организации

Объединенных Наций, касающихся отношений с расистскими режимами в южной части

Африки.

Комитет отмечает, что в десятом пункте преамбулы Международной конвенции о

ликвидации всех форм расовой дискриминации государства-участники «решили», среди

прочего, «создать международное сообщество, свободное от всех форм расовой

сегрегации и расовой дискриминации».

Он также отмечает, что в статье 3 Конвенции «государства-участники особо

осуждают расовую сегрегацию и апартеид».

Кроме того, Комитет отмечает, что в разделе III резолюции 2784 (XXVI)

Генеральная Ассамблея сразуже после того, как она с удовлетворением отметила второй

ежегодный доклад и одобрила некоторые мнения и рекомендации, представленные

Комитетом, призвала «всех торговых партнеровЮжной Африки воздерживаться от

Содержится в документе A/87/18.  HRI/GEN/1/Rev.9

page 13

каких-либо действий, которые являются попустительством непрекращающемуся

нарушению принципов и целей Международной конвенции о ликвидации всех форм

расовой дискриминацииЮжной Африкой и незаконным режимомЮжной Родезии».

Комитет выражает ту точку зрения, что меры, предпринятые на национальном

уровне в целях выполнения положений Конвенции, взаимосвязаныс мерами,

предпринятыми на международном уровне в целях повсеместного поощрения уважения

принциповКонвенции.

Комитет приветствует включение в доклады, представленные в соответствии с

пунктом 1 статьи 9 Конвенции любым государством-участником, которое пожелает это

сделать, информации о статусе его дипломатических, экономических и других отношений

с расистскими режимами в южной части Африки.

Восьмая сессия (1973 год)

Общая рекомендация IV, касающаяся представления докладов

государствами-участниками (статья 1 Конвенции)

Комитет по ликвидации расовой дискриминации,

рассмотрев доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со

статьей 9 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации на

его седьмой и восьмой сессиях,

учитывая необходимость того, чтобыдоклады, направляемыеКомитету

государствами-участниками, содержали как можно больше информации,

призывает государства-участники стремиться включать в свои доклады,

представляемые согласно статье 9, соответствующую информацию о демографическом

составе населения, о котором идет речь в положениях статьи 1 Конвенции.

Пятнадцатая сессия (1977 год)

**

Общая рекомендация V, касающаяся представления докладов

государствами-участниками (статья 7 Конвенции)

Комитет по ликвидации расовой дискриминации,

Содержится в документе А/90/18.

** Содержится в документе А/32/18. HRI/GEN/1/Rev.9

page 14

принимая во внимание положения статей 7 и 9 Международной конвенции о

ликвидации всех форм расовой дискриминации,

будучи убежденным в том, что борьба с предрассудками, ведущими к расовой

дискриминации, поощрение взаимопонимания, терпимости и дружбы между расовыми и

этническими группами, а также популяризация целей и принципов Устава Организации

Объединенных Наций и деклараций о правах человека и других соответствующих

документов, принятых Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций,

являются важными и эффективными средствами ликвидации расовой дискриминации,

считая, что обязательства, вытекающие из статьи 7 Конвенции, взятые на себя

всеми государствами-участниками, должнывыполняться ими, включая государства,

которые заявили о том, что расовая дискриминация не практикуется на территориях,

находящихся под их юрисдикцией, и что поэтому всем государствам-участникам

предлагается включать информацию о выполнении ими положений этой статьи в доклады,

представляемые ими в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Конвенции,

отмечая с сожалением, что лишь небольшое число государств-участников

включили в доклады, представленные ими в соответствии со статьей 9 Конвенции,

информацию о предпринятых ими мерах, с помощью которых проводятся вжизнь

положения статьи 7 Конвенции; и что подобная информация нередко носит общий и

поверхностный характер,

напоминая о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9 КонвенцииКомитет

может запросить дополнительную информацию от государств-участников,

1. просит все государства-участники, которые еще не сделали этого, включить в

свои следующие доклады, которые они представят в соответствии со статьей 9

Конвенции, или в специальные докладыдо того, как будут подлежать представлению их

следующие периодические доклады, надлежащую информацию о принятых ими мерах, с

помощью которых проводятся вжизнь положения статьи 7 Конвенции;

2. обращает внимание государств-участников на тот факт, что в соответствии со

статьей 7 Конвенции информация, на которую содержится ссылка в предыдущем пункте,

должна включать информацию о «немедленных и эффективных мерах», которые они

приняли «в области преподавания, воспитания, культурыи информации» с целью:

а) «борьбыс предрассудками, ведущими к расовой дискриминации»;  HRI/GEN/1/Rev.9

page 15

b) «поощрения взаимопонимания, терпимости и дружбымежду нациями и

расовыми и этническими группами»;

с) «популяризации целей и принципов Устава Организации Объединенных

Наций, Всеобщей декларации прав человека, Декларации Организации Объединенных

Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации», а также Международной

конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Двадцать пятая сессия (1982 год)

Общая рекомендация VI, касающаяся просроченных докладов

Комитет по ликвидации расовой дискриминации,

признавая тот факт, что значительное число государств ратифицировало

Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации или

присоединилось к ней,

учитывая, однако, что только ратификация не обеспечивает эффективного

функционирования системыконтроля, установленной Конвенцией,

напоминая, что статья 9 Конвенции обязывает государства-участники представлять

первоначальные и периодические докладыо мерах по осуществлению положений

Конвенции,

заявляя, что в настоящее время не менее 89 докладов не представлены в срок

62 государствами, что 42 из этих докладов не представленыв срок 15 государствами,

каждое из которых не представило два доклада и более, и что четыре первоначальных

доклада, которые должныбыли быть представленыв период 1973-1978 годов, не были

получены,

отмечая с сожалением, что ни напоминания, направленные

государствам-участникам через Генерального секретаря, ни включения соответствующей

информации в ежегодные докладыГенеральной Ассамблее не привели во всех случаях к

желаемым результатам,

Содержится в документе А/37/18. HRI/GEN/1/Rev.9

page 16

просит Генеральную Ассамблею:

а) принять во внимание существующее положение;

b) использовать свои полномочия в целях обеспечения того, чтобыКомитет мог

более эффективно выполнять свои обязательства, вытекающие из положений Конвенции.

Тридцать вторая сессия (1985 год)

Общая рекомендация VII относительно осуществления статьи 4

Комитет по ликвидации расовой дискриминации,

рассмотрев периодические докладыгосударств-участников за шестнадцатилетний

период и более 100 шестых, седьмых и восьмых периодических докладов

государств-участников,

напоминая и вновь подтверждая свою общую рекомендацию I от 24 февраля

1972 года и свое решение 3 (VII) от 4 мая 1973 года,

отмечая с удовлетворением, что в ряде докладов государств-участников

представлена информация о конкретных случаях, касающихся осуществления статьи 4

Конвенции в отношении актов расовой дискриминации,

отмечая в тоже время, что в ряде государств-участников не принято необходимого

законодательства, обеспечивающего осуществление статьи 4 Конвенции, и что многие

государства-участники еще не выполнили всех требований статьи 4 а) и b) Конвенции,

напоминая далее, что в соответствии с первым пунктом статьи 4

государства-участники «обязуются принять немедленные и позитивные меры,

направленные на искоренение всякого подстрекательства к такой дискриминации или

актов дискриминации», с должным учетом принципов, содержащихся во Всеобщей

декларации прав человека, и прав, четко изложенных в статье 5 Конвенции,

принимая во внимание превентивные аспектыстатьи 4 по предотвращению расизма

и расовой дискриминации, а также деятельности, направленной на их поощрение или

подстрекательство к ним,

Содержится в документе А/40/18.  HRI/GEN/1/Rev.9

page 17

1. рекомендует, чтобыгосударства-участники, законодательство которых не

соответствует положениям статьи 4 а) и b) Конвенции, приняли необходимые меры с

целью выполнения обязательных требований этой статьи;

2. просит государства-участники, которые еще не сделали этого, представить

Комитету в своих периодических докладах более полную информацию о том, каким

образом и в каких масштабах практически осуществляются положения статьи 4 а) и b), и

привести в своих докладах цитатыиз соответствующих частей законодательных текстов;

3. просит далее те государства-участники, которые еще не сделали этого,

принять мерык представлению в своих периодических докладах большего объема

информации, касающейся решений, принимаемых компетентными национальными

судебными и другими государственными органами в отношении актов расовой

дискриминации, и в частности преступлений, о которых говорится в статье 4 a) и b).

Тридцать восьмая сессия (1990 год)

Общая рекомендация VIII, касающаяся толкования и применения

пунктов 1 и 4 статьи 1 Конвенции

Комитет по ликвидации расовой дискриминации,

рассмотрев докладыгосударств-участников, касающиеся информации относительно

способов причисления индивидуумов к той или иной расовой или этнической группе или

группам,

считает, что такое причисление — при отсутствии обстоятельств, делающих его

неправомерным — должно осуществляться с учетом мнения соответствующего

индивидуума.

Тридцать восьмая сессия (1990 год)*

Общая рекомендация IX, касающаяся применения пункта 1 статьи 8 Конвенции

Комитет по ликвидации расовой дискриминации,

учитывая, что уважение независимости экспертов является необходимым условием

обеспечения всестороннего соблюдения прав человека и основных свобод,

Содержится в документе А/45/18. HRI/GEN/1/Rev.9

page 18

ссылаясь на пункт 1 статьи 8 Международной конвенции о ликвидации всех форм

расовой дискриминации,

испытывая чувство тревоги в связи с тенденцией среди представителей государств,

организаций и групп оказывать давление на экспертов, в особенности тех, кто выступает в

роли докладчиков по странам,

настоятельно рекомендует им неукоснительно уважать статус их членов как

независимых экспертов, беспристрастность которых общепризнана, выступающих в своем

личном качестве.

Тридцать девятая сессия (1991 год)

*

Общая рекомендация X, касающаяся технической помощи

Комитет по ликвидации расовой дискриминации,

принимая к сведению рекомендацию третьего совещания председателей договорных

органов по правам человека, одобренную Генеральной Ассамблеей на ее сорок пятой

сессии, в отношении необходимости организации на национальном уровне серии

семинаров или технических совещаний в целях обучения лиц, занимающихся подготовкой

докладов государств-участников,

будучи обеспокоен продолжающимся невыполнением некоторыми государствами —

участниками Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой

дискриминации своих обязательств по представлению докладов в соответствии с

Конвенцией,

считая, что учебные курсыи технические совещания, организованные на

национальном уровне, могли быоказать неизмеримую помощь должностным лицам,

ответственным за подготовку таких докладов государств-участников,

1. просит Генерального секретаря организовать в консультации с

соответствующими государствами-участниками в кратчайшие реальные сроки

соответствующие национальные учебные курсыи технические совещания для их

должностных лиц, занимающихся подготовкой докладов;

*

Содержится в документе А/46/18.  HRI/GEN/1/Rev.9

page 19

2. рекомендует в проведении таких учебных курсов и технических совещаний

использовать, насколько это возможно, службыперсонала Центра по правам человека, а

также экспертовКомитета по ликвидации расовой дискриминации.

Сорок вторая сессия (1993 год)

*

Общая рекомендация XI о негражданах

1. Впункте 1 статьи 1 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой

дискриминации дается определение расовой дискриминации. Впункте 2 статьи 1

указывается, что это определение не применяется к различиям, проводимым

государствами-участниками между гражданами и негражданами. Пункт 3 статьи 1

содержит оговорку к пункту 2 статьи 1, устанавливающую, что государства-участники не

могут проводить дискриминации в отношении лиц какой-либо определенной

национальности из числа неграждан.

2. Комитет отметил, что пункт 2 статьи 1 иногда толкуется как освобождающий

государства-участники от любых обязательств в отношении представления докладов по

вопросам, касающимся законодательства об иностранцах. Всвязи с этимКомитет

заявляет, что государства-участники обязаныпредставлять полную информацию в

отношении их законодательства об иностранцах и его применения.

3. Комитет далее заявляет, что пункт 2 статьи 1 не должен толковаться как каким быто

ни было образом умаляющий права и свободы, признанные и закрепленные в других

международных договорах, особенно во Всеобщей декларации прав человека,

Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и

Международном пакте о гражданских и политических правах.

Сорок вторая сессия (1993 год)

*

Общая рекомендация XII о государствах-правопреемниках

Комитет по ликвидации расовой дискриминации,

подчеркивая важность всеобщего участия государств в Международной конвенции о

ликвидации всех форм расовой дискриминации,

*

Содержится в документе А/48/18. HRI/GEN/1/Rev.9

page 20

принимая во внимание появление государств-правопреемников в результате распада

государств,

1. призывает государства-правопреемники, которые еще не сделали этого,

подтвердить Генеральному секретарю как депозитарию Международной конвенции о

ликвидации всех форм расовой дискриминации, что они продолжают быть связанными

обязательствами по данной Конвенции, если государства-предшественники являлись

сторонами Конвенции;

2. предлагает государствам-правопреемникам, которые еще не сделали этого,

присоединиться к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой

дискриминации, если государства-предшественники не являлись сторонами Конвенции;

3. предлагает государствам-правопреемникам рассмотреть важный вопрос о том,

чтобысделать в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Международной конвенции о

ликвидации всех форм расовой дискриминации заявление о признании компетенции

Комитета по ликвидации расовой дискриминации получать и рассматривать сообщения

отдельных лиц.

Сорок вторая сессия (1993 год)

*

Общая рекомендация XIII о подготовке должностных лиц

правоохранительных органов по вопросамзащиты

прав человека

1. Всоответствии с пунктом 1 статьи 2 Международной конвенции о ликвидации всех

форм расовой дискриминации государства-участники обязались гарантировать, что все их

государственные органыи государственные учреждения, как национальные, так и

местные, не будут совершать каких-либо актов или действий, связанных с расовой

дискриминацией; далее государства-участники обязались гарантировать права,

перечисленные в статье 5, всем лицам без различия по признаку расы, цвета кожи,

родового, национального или этнического происхождения.

2. Выполнение этих обязательств в огромной степени зависит от должностных лиц, их

национальных правоохранительных органов, осуществляющих полицейские функции,

особенно полномочия производить задержание или аресты, а также от их должной

информированности об обязательствах, которые приняло на себя их государство в

соответствии сКонвенцией. Сотрудники правоохранительных органов должныпройти

*

Содержится в документе А/48/18.  HRI/GEN/1/Rev.9

page 21

интенсивный курс подготовки, призванный обеспечить, чтобыпри выполнении своих

обязанностей они уважали и защищали человеческое достоинство и отстаивали права

человека всех лиц без различия по признаку расы, цвета кожи, национального или

этнического происхождения.

3. Комитет призывает государства-участники к тому, чтобыпри выполнении статьи 7

Конвенции они уделяли внимание анализу и совершенствованию подготовки сотрудников

правоохранительных органов в целях обеспечения соблюдения в полном объеме

требований Конвенции, а такжеКодекса поведения должностных лиц по поддержанию

правопорядка (1979 год). Информацию на этот счет они также должнывключать в свои

периодические доклады.

Сорок вторая сессия (1993 год)

Общая рекомендация XIV по пункту 1 статьи 1 Конвенции

1. Недискриминация, наряду с равенством перед законом и правом на равную защиту

закона без какой быто ни было дискриминации, является одним из основных принципов

защитыправ человека. Комитет хотел быобратить внимание государств-участников на

некоторые моментыв связи с определением расовой дискриминации, содержащимся в

пункте 1 статьи 1 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой

дискриминации. Он считает, что слова «основанное на признаках» по своему смыслу не

отличаются от слов «по признаку» в седьмом пункте преамбулы. Проведение какого-либо

различия между этими формулировками, если оно имеет целью или результатом

нанесение ущерба конкретным правам и свободам, противоречит Конвенции. Это

подтверждается обязательством государств-участников согласно пункту 1 c) статьи 2

Конвенции в отношении отменыили аннулирования любых законов и постановлений,

ведущих к возникновению или увековечению расовой дискриминации.

2. Комитет отмечает, что дифференциация не является дискриминацией, если с учетом

целей и задачКонвенции она имеет под собой законные основания или подпадает под

действие пункта 4 статьи 1 Конвенции. При рассмотрении законности оснований для

дифференциации Комитет будет исходить из того, что те или иные конкретные действия

могут преследовать различные цели. Давая оценку результатам тех или иных действий с

точки зрения их соответствияКонвенции, Комитет будет стремиться определить, не

ставят ли такие действия в неоправданно неравное положение ту или иную группу,

отличающуюся по признаку расы, цвета кожи, родового, национального или этнического

происхождения.

Содержится в документе А/48/18. HRI/GEN/1/Rev.9

page 22

3. Впункте 1 статьи 1 Конвенции упоминаются также политическая, экономическая,

социальная и культурная области; соответствующие права и свободызакрепленыв

статье 5.

Сорок вторая сессия (1993 год)

Общая рекомендация XV по статье 4 Конвенции

1. Во время принятия Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой

дискриминации статья 4 считалась ключевой с точки зрения борьбыпротив расовой

дискриминации. Вто время широко распространились опасения по поводу возрождения

авторитарной идеологии. Объявление караемым по закону преступлением всякого

распространения идей, основанных на расовом превосходстве, а также организованной

деятельности, способной побудить людей к насилию на расовой почве, с полным

основанием считалось имеющим решающее значение. Впоследствии Комитет получил

данные, подтверждающие существование организованного насилия на почве этнического

происхождения, а также эксплуатации этнических различий в политических целях.

Поэтому в настоящее время выполнение статьи 4 имеет еще более важное значение.

2. Комитет напоминает о своей общей рекомендации VII, в которой он разъяснил, что

положения статьи 4 носят обязательный характер. Для выполнения обязательств,

вытекающих из этой статьи, государства-участники должныне только принять

соответствующие законы, но и обеспечить их эффективное соблюдение. С учетом того,

что угрозыи актынасилия на расовой почве легко приводят к новым актам насилия и

создают атмосферу вражды, только немедленное вмешательство государства может

считаться адекватной мерой в связи с обязательством принимать эффективные мерыв

подобных ситуациях.

3. Статья 4 a) требует, чтобыгосударства-участники объявили караемыми по закону

преступления четыре категории противоправных действий: i) распространение идей,

основанных на расовом превосходстве или ненависти; ii) подстрекательство к расовой

ненависти; iii) актынасилия, направленные против любой расыили группылиц другого

цвета кожи или этнического происхождения; и iv) подстрекательство к таким актам.

4. По мнению Комитета, запрещение распространения любых идей, основанных на

расовом превосходстве или ненависти, не противоречит праву на свободу убеждений и их

свободное выражение. Это право закреплено в статье 19 Всеобщей декларации прав

человека и подтверждено в статье 5 d) viii) Международной конвенции о ликвидации всех

Содержится в документе А/48/18.  HRI/GEN/1/Rev.9

page 23

форм расовой дискриминации. Связь между этим правом и статьей 4 отмечается в самом

тексте статьи. На любом гражданине, осуществляющем это право, лежат особые

обязательства и ответственность, предусмотренные пунктом 2 статьи 29 Всеобщей

декларации, среди которых особенно важное значение имеет обязательство

не распространять расистские идеи. Кроме того, Комитет хотел быпривлечь внимание

государств-членов к статье 20 Международного пакта о гражданских и политических

правах, в соответствии с которой всякое выступление в пользу национальной, расовой или

религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации,

вражде или насилию, должно быть запрещено законом.

5. Статья 4 a) объявляет караемым по закону преступлением финансирование

расистской деятельности, включающей, по мнению Комитета, все видыдеятельности,

упомянутые в пункте 3 выше и связанные с этническими или расовыми различиями.

Комитет призывает государства-участники рассмотреть вопрос о том, соответствует ли их

национальное законодательство, а также практика его применения этому требованию.

6. Некоторые государства утверждают, что в рамках их правовых систем нельзя

объявить вне закона ту или иную организацию раньше, чем ее членысовершат действия,

связанные с пропагандой расовой дискриминации или подстрекательством к ней.

Комитет считает, что в соответствии со статьей 4 b) такие государства несут особую

ответственность за принятие мер в отношении таких организаций на как можно более

ранней стадии. Организации, а также организованная и другая пропагандистская

деятельность, поощряющие расовую дискриминацию, должныбыть объявлены

противозаконными и запрещены. Само участие в таких организациях должно быть

наказуемым.

7. Встатье 4 c) говорится об обязательствах органов государственной власти.

Государственные органывсех уровней, включая муниципальный, обязаныследовать

этому пункту. Комитет считает, что государства-участники должныобеспечить

выполнение таких обязательств и включение соответствующей информации в их доклады.

Сорок вторая сессия (1993 год)

Общая рекомендация XVI, касающаяся применения статьи 9 Конвенции

1. Всоответствии со статьей 9 Международной конвенции о ликвидации всех форм

расовой дискриминации государства-участники обязались представлять Генеральному

Содержится в документе А/48/18. HRI/GEN/1/Rev.9

page 24

секретарю Организации Объединенных Наций для рассмотренияКомитетом докладыо

принятых мерах, с помощью которых проводятся вжизнь положенияКонвенции.

2. Всвязи с этим обязательством государств-участниковКомитет отметил, что в

некоторых случаях в докладах имеются ссылки на положение, сложившееся в других

государствах-участниках.

3. По этой причинеКомитет хотел бынапомнить государствам-участникам о

положениях статьи 9 Конвенции, касающейся содержания их докладов, учитывая при

этом и статью 11, которая представляет собой единственное процедурное средство, с

помощью которого государства могут обращать вниманиеКомитета на ситуации, в

которых, по их мнению, какое-либо другое государство не выполняет положений

Конвенции.

Сорок вторая сессия (1993 год)*

Общая рекомендация XVII о создании национальных институтов

по содействию осуществлению Конвенции

Комитет по ликвидации расовой дискриминации,

рассматривая практику государств-участников в отношении осуществления

Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации,

будучи убежден в необходимости дальнейшего поощрения создания национальных

учреждений для содействия осуществлению Конвенции,

подчеркивая необходимость дальнейшего повышения эффективности осуществления

Конвенции,

1. рекомендует государствам-участникам создать национальные комиссии или

другие соответствующие органыс учетом mutatis mutandis Принципов, касающихся

статуса национальных учреждений, содержащихся в приложении к резолюции 1992/54

Комиссии по правам человека от 3 марта 1992 года, для выполнения, среди прочего,

следующих задач: *

Содержится в документе А/48/18.  HRI/GEN/1/Rev.9

page 25

a) содействие уважению прав человека без какой быто ни было дискриминации,

как это прямо предусмотрено в статье 5 Международной конвенции о ликвидации всех

форм расовой дискриминации;

b) обзор политики правительства в области обеспечения защитыот расовой

дискриминации;

c) контроль за соответствием внутригосударственного законодательства

положениямКонвенции;

d) информирование общественности об обязательствах государств-участников по

Конвенции;

e) оказание правительству помощи в подготовке докладов, представляемых

Комитету по ликвидации расовой дискриминации;

2. рекомендует также, чтобыв случае создания таких комиссий они

участвовали в подготовке докладов и чтобыих представители, возможно, включались в

делегации правительства с целью активизации диалога междуКомитетом и

соответствующим государством-участником.

Сорок четвертая сессия (1994 год)

Общая рекомендация XVIII об учреждении международного трибунала

для судебного преследования преступлений против человечности

Комитет по ликвидации расовой дискриминации,

будучи встревожен ростом числа случаев массовых убийств и зверств на расовой и

этнической почве, совершаемых в различных районах мира,

будучи убежден, что безнаказанность преступников является одним из основных

факторов, способствующих совершению и повторению этих преступлений,

будучи убежден в необходимости скорейшего учреждения международного

трибунала общей юрисдикции для судебного преследования геноцида, преступлений

против человечности и грубых нарушений Женевских конвенций 1949 года и

Дополнительных протоколов 1977 года к ним, ∗

Содержится в документе А/49/18. HRI/GEN/1/Rev.9

page 26

учитывая работу, уже проделанную по данному вопросуКомиссией

международного права, и поддержку, выраженную в этой связи Генеральной Ассамблеей

в ее резолюции 48/31 от 9 декабря 1993 года,

учитывая также резолюцию 827 (1993) Совета Безопасности от 25 мая 1993 года

относительно учреждения международного трибунала с целью судебного преследования

лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права,

совершенные на территории бывшейЮгославии,

1. считает необходимым безотлагательно учредить международный трибунал

общей юрисдикции для судебного преследования геноцида, преступлений против

человечности, включая случаи убийства, истребления, порабощения, депортации,

лишения свободы, пыток, изнасилования, преследования по политическим, расовым и

религиозным мотивам и другие бесчеловечные акты, направленные против любого

гражданского населения, и грубых нарушений Женевских конвенций 1949 года и

Дополнительных протоколов 1977 года к ним;

2. настоятельно призывает Генерального секретаря довести настоящую

рекомендацию до сведения компетентных органов и учреждений Организации

Объединенных Наций, включаяСовет Безопасности;

3. просит Верховного комиссара по правам человека обеспечить

систематический сбор Центром по правам человека любой соответствующей информации,

касающейся преступлений, упомянутых в пункте 1, с тем чтобыэту информацию можно

было безотлагательно предоставить в распоряжение международного трибунала сразуже

после его создания.

Сорок седьмая сессия (1995 год)

Общая рекомендация XIX по статье 3 Конвенции

1. Комитет по ликвидации расовой дискриминации обращает внимание государств-

участников на формулировку статьи 3, в соответствии с которой государства-участники

обязуются предупреждать, запрещать и искоренять всякую практику расовой сегрегации и

апартеида на территориях, находящихся под их юрисдикцией. Упоминание апартеида,

возможно, относилось исключительно кЮжной Африке, однако принятая статья

запрещает все формырасовой сегрегации во всех странах.

Содержится в документе А/50/18.  HRI/GEN/1/Rev.9

page 27

2. Комитет считает, что обязательство искоренять всякую практику такого характера

включает обязательство искоренять последствия такой практики, осуществлявшейся или

допускавшейся предыдущими правительствами государства или навязанной силами извне.

3. Комитет считает, что, хотя в некоторых странах созданы условия для полной или

частичной расовой сегрегации, возможно, в результате соответствующей политики

правительства, положение с частичной сегрегацией может также быть ненамеренным

побочным итогом действий частных лиц. Во многих городах на характер расселения

жителей влияет различие в доходах между отдельными группами населения, что иногда

сочетается с различиями по признаку расы, цвета кожи, социального, национального или

этнического происхождения, так чтожители могут подвергаться клеймению, а отдельные

лица — страдать от формыдискриминации по признаку расыв сочетании с другими

признаками.

4. Комитет поэтому заявляет, что положение расовой сегрегации может возникнуть

также без какой-либо инициативыили прямого участия со стороныгосударственных

органов. Он предлагает государствам-участникам контролировать все тенденции,

которые могут привести к расовой сегрегации, прилагать усилия к искоренению любых

соответствующих негативных последствий и описывать любые такие действия в своих

периодических докладах.

Сорок восьмая сессия (1996 год)

Общая рекомендация ХХ по статье 5 Конвенции

1. Статья 5 Конвенции содержит обязательство государств-участников гарантировать

осуществление гражданских, политических, экономических, социальных и культурных

прав и свобод без расовой дискриминации. Следует отметить тот факт, что перечень прав

и свобод, упомянутых в статье 5, не является исчерпывающим. На первом месте среди

этих прав и свобод находятся права и свободы, вытекающие из Устава Организации

Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека, о чем говорится в

преамбуле к Конвенции. Большинство этих прав закреплено в Международных пактах по

правам человека. Поэтому все государства-участники обязаныпризнавать и обеспечивать

осуществление прав человека, однако способыпреобразования этих обязательств в

правовые нормыв соответствующих государствах-участниках могут варьироваться.

Статья 5 Конвенции, требуя гарантированного осуществления прав человека без расовой

дискриминации, сама по себе не создает гражданских, политических, экономических,

социальных и культурных прав, а лишь предполагает наличие и признание этих прав.

Содержится в документе А/51/18. HRI/GEN/1/Rev.9

page 28

Конвенция обязует государства запретить и ликвидировать расовую дискриминацию при

осуществлении таких прав.

2. В тех случаях, когда то или иное государство вводит ограничение на осуществление

одного из прав, перечисленных в статье 5 Конвенции, которое, разумеется,

распространяется на всех лиц, находящихся под его юрисдикцией, оно обязано

обеспечить, чтобыэто ограничение ни по своей цели, ни по последствиям не

противоречило статье 1 Конвенции как составной части международных норм в области

прав человека. Для того чтобыв том удостовериться, Комитет вынужден собирать

дополнительную информацию с целью установления того, что любые такие ограничения

не приводят к расовой дискриминации.

3. Многие права и свободы, упомянутые в статье 5, такие, как право на равное

обращение в судах, должныбыть доступными для всех лиц, проживающих в том или

ином государстве; другие права, такие, как право на участие в выборах, право голоса и

право на выставление своей кандидатурыв ходе выборов, являются правами граждан.

4. Государствам-участникам рекомендуется представлять информацию о

недискриминационномосуществлении каждого из прав и свобод, перечисленных в

статье 5 Конвенции.

5. Права и свободы, упомянутые в статье 5 Конвенции, и любые аналогичные права

должнызащищаться государством-участником. Такая защита может обеспечиваться

различными способами, в том числе путем использования государственных учреждений

или с помощью частных институтов. Влюбом случае соответствующие государства-

участники обязаны обеспечивать эффективное осуществление Конвенции и представлять

об этом докладыв соответствии со статьей 9 Конвенции. Поскольку частные институты

оказывают влияние на осуществление прав или наличие возможностей, государства-

участники обязаны обеспечивать, чтобы их деятельность не приводила к возникновению

или закреплению расовой дискриминации.

                     Сорок восьмая сессия (1996 год)

Общая рекомендация XХI о праве на самоопределение

1. Комитет отмечает, что этнические или религиозные группы или меньшинства часто

ссылаются на право на самоопределение как на основу предполагаемого права на

отделение. В  этой связиКомитет хотел быпредставить следующие соображения.

Содержится в документе А/51/18.  HRI/GEN/1/Rev.9

page 29

2. Право народов на самоопределение является основополагающим принципом

международного права. Оно провозглашено в статье 1 Устава Организации

Объединенных Наций, статье 1 Международного пакта об экономических, социальных и

культурных правах и статье 1 Международного пакта о гражданских и политических

правах, а также в других международных договорах по правам человека. Международный

пакт о гражданских и политических правах предусматривает право народов на

самоопределение наряду с правом этнических, религиозных или языковых меньшинств

пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и отправлять религиозные

культыили пользоваться своим языком.

3. Комитет подчеркивает, что в соответствии с Декларацией о принципах

международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между

государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, одобренной

Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в ее резолюции 2625 (XXV)

от 24 октября 1970 года, государства обязаны поощрять право народов на

самоопределение. Однако осуществление принципа самоопределения требует, чтобы

каждое государство поощряло путем принятия совместных и индивидуальных мер

всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод в соответствии с

Уставом Организации Объединенных Наций. В этой связи Комитет обращает внимание

правительств на Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или

этническим, религиозным и языковым меньшинствам, принятую Генеральной Ассамблеей

в ее резолюции 47/135 от 18 декабря 1992 года.

4. В вопросе о самоопределении народов следует выделить два аспекта. Право народов

на самоопределение имеет внутренний аспект, т.е. все народыимеют право

беспрепятственно осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие

без вмешательства извне. Вэтом отношении существует связь с правом каждого

гражданина участвовать в ведении государственных дел на любом уровне, упомянутом в

статье 5 с) Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Следовательно, правительства должныпредставлять все население без проведения

различий по признаку расы, цвета кожи и национального или этнического происхождения.

Внешний аспект самоопределения предполагает, что все народыимеют право свободно

определять свой политический статус и свое место в международном сообществе на

основе принципа равноправия и с учетом примера освобождения народов от

колониализма, а также запрещения подвергать народыиностранному порабощению,

господству и эксплуатации. HRI/GEN/1/Rev.9

page 30

5. Для обеспечения полного уважения прав всех народов в рамках того или иного государства правительствам вновь предлагается присоединиться к международным договорам по правам человека, и в частности к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, и в полной мере соблюдать их. Всвоей политике правительства должныруководствоваться принципом защитыиндивидуальных прав без дискриминации по расовым, этническим, племенным, религиозным или другим признакам. Всоответствии со статьей 2 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и другими соответствующими международными документами правительствам следует уделять особое внимание соблюдению прав лиц, принадлежащих к этническим группам, в частности их праву вести достойный человека образжизни, сохранять свою культуру, пользоваться на справедливой основе выгодами, обусловленными ростом национального дохода, и принимать участие в управлении страной, гражданами которой они являются. Врамках соответствующих конституционных положений правительствам следует также рассмотреть вопрос о предоставлении лицам, относящимся к этническим или языковым группам и являющимся гражданами соответствующих стран, когда это необходимо, права участвовать в деятельности, которая имеет особое значение для сохранения самобытности таких лиц или групп.

6. Комитет подчеркивает, что в соответствии с Декларацией о дружественных

отношениях никакие решения Комитета не следует рассматривать как разрешающие или

поощряющие любые меры, которые могли бы привести к расчленению или полному или

частичному нарушению территориальной целостности или политического единства

суверенных и независимых государств, которые соблюдают принцип равноправия и

самоопределения народов и имеют правительство, представляющее весь народ,

проживающий на определенной территории, без различий по признаку расы,

вероисповедания или цвета кожи. По мнению Комитета, международное право не

признает права народов на одностороннее отделение от того или иного государства.

Вэтой связи Комитет разделяет соображения, изложенные в Повестке дня для мира

(пункт 17 и последующие пункты), о том, что дробление государств может

неблагоприятно сказываться на защите прав человека, а также сохранении мира и

безопасности. Однако это не исключает возможности соглашений, достигаемых на основе

свободного согласия всех затрагиваемых сторон.  HRI/GEN/1/Rev.9

комментария 3

  1. […] государства не допускается принципом международного права, если этого не позволит власть страны (page. 30  p.6) А в […]

  2. […] государства не допускается принципом международного права, если этого не позволит власть страны (page. 30  p.6) А в […]

  3. […] восьмой сессии Комитета ООН по правам человека 1996 г. в пункте 6  на стр. 30 прямо говориться, что “По мнению Комитета, […]

Оставьте комментарий