Выступление министра внутренних дел РФ А.Куликова в Государственной Думе 2 октября 1996 г.٭

Куликов А.С -министр МВДВопрос о ситуации на Северном Кавказе в связи с конфликтом в Чеч­не — большой, многосторонний вопрос. Поэтому я остановлюсь на глав­ном — на последствиях реализации Хасавюртовских соглашений. Преж­де чем сформулировать свое отношение к заложенным в Хасавюртов­ских соглашениях принципах взаимных обязательств, я должен со всей ответственностью заявить, что, начиная с момента подписания этих со­глашений и вплоть до настоящего времени, каждая минута реальной жизни в Чечне является опровержением всего, что оговорено в данном политическом документе, что знаменует вся архитектура хасавюртовского процесса? Одностороннее разоружение России на фоне всеобщего вооружения и крайних форм международной нестабильности, прими­тивный пацифизм и пораженчество на фоне криков «Аллах над нами! Россия под нами!» Куда мы идем, что творим и чем ответим перед свои­ми детьми и внуками, перед историей современности? …Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы убедиться, что Хасавюртовские соглашения — это фикция, это прикрытие односторонних, беспре­дельных уступок в самых унизительных и разрушительных формах. Но даже если бы эти соглашения соблюдались, что ознаменовало бы собой соблюдение?

 Судите сами, стержнем Хасавюртовских соглашений является неоп­ределенность во всем, что касается принципов статуса Чечни… Мы обя­зуемся в одностороннем порядке вести себя с Чечней так, как будто это часть России, нуждающаяся в режиме особого благоприятствования.

 Чеченские же сепаратисты ведут себя таким образом, как будто воп­рос об отделении Чечни уже решен и им следует только выбрать опти­мальный способ этого отделения и наилучший момент времени. Говоря иначе, на деньги России с задействованием всех ее ресурсов и возможно­стей сепаратистский режим будет строить милитаристское тоталитарное экстремистски-криминальное государство с предельной антироссийской направленностью. На деньги России, за счет всех ее ресурсов этому го­сударству будет оказано воспомошествование в деле экспансии на тер­ритории Северного Кавказа и юга России. На деньги России с задейство­ванием всех ее ресурсов этому антироссийскому государству будет ока­зано содействие в собирании всех радикальных антироссийских сил на территории от Таджикистана до Украины и Прибалтики. Но это еще не все.

Подвешивая все, что касается логики государственного процесса, творцы Хасавюртовских соглашений превращают их в инструмент госу­дарственной деструкции. И недаром этим соглашениям аплодируют именно те силы, которые всегда и при всех условиях стремились к эска­лации процесса государственного распада России.

Хасавюртовские соглашения находятся в вопиющем противоречии с принципами конституции России, со всеми правовыми нормами. В госу­дарстве не может быть сосуществования права и Конституции с хасавюртовским беспределом. Тут воистину: либо — либо.

И позволю себе высказать рискованную мысль. Не нужны ли эти со­глашения для того, чтобы разрушить хрупкие, формирующиеся право­вые устои в условиях, прямо скажем, провоцируемого кризиса полити­ческой власти? Как иначе можно понять следующие недавние высказы­вания депутата Геннадия Бурбулиса? Цитирую: «Любая попытка оценивать правовое значение текстов, достигнутых в соглашениях между Россией и чеченской Республикой, стимулирует возникновение войны. Хасавюртовские соглашения надо принимать как историческое событие, неосмысливая их правовое и юридическое содержание, в противном случае„ мы лишим А.Лебедя его рычагов».

 О каких рычагах идет речь? Судя по тому, что право и закон противопоставляются «историческому свершению», речь идет о рычагах революционного, то есть антиконституционного действия — действия, однозначно направленного на добивание Российского государства. В этом смысле Хасавюртовские соглашения есть не только высокопрофессио­нальная поддержка сепаратистской Чечни в ущерб России, нет, это еще и высокопрофессиональная поддержка процесса разрушения Российско­го государства в целом.

Исходить сегодня надо из той конкретной реальности со всеми ее ошибками, какая сложилась на сегодня. И в этой ситуации действовать надо главным образом политико-правовым способом.

Что имеется в виду? Первое. Необходимо в лице Министерства юсти­ции и со стороны Государственной Думы дать официальную юридиче­скую оценку Хасавюртовским соглашениям.

Второе. Как известно, принято решение о пятилетнем переходном периоде для определения статуса Чечни. Значит, исходить надо именно из этого срока, а не бежать впереди паровоза и рапортовать о выводе войск и сдаче всего и вся к 10 октября.

Третье. Совершенно непонятно, почему прекращена деятельность государственной Комиссии по урегулированию ситуации в Чечне. Если ее состав кого-то не устраивает, то необходимо создать новую комиссию с включением в нее авторитетных представителей всех ветвей власти. Ясно одно: один человек не в состоянии решить такую сложнейшую про­блему за всю страну, за Президента, за парламент и Правительство.

 Четвертое. Поскольку речь идет о целостности Российского государства, я здесь рецептов давать не могу. Но предельно ясно, что действо­вать можно только в конституционных рамках.

 Пятое. Необходимо немедленно подготовить и подписать с сепарати­стами специальное соглашение о защите прав, свобод и обеспечении без­опасности русских в Чечне и чеченцев, ориентированных на Россию.

     Шестое. Соглашение со стороны сепаратистов подписывали Яндар­биев и Масхадов. Но, как известно, в отношении этих лиц имеется по­становление Генеральной прокуратуры об их аресте по уголовному делу о бандитизме. Видимо, Генеральной прокуратуре целесообразно опреде­литься: считать этих людей преступниками или прекратить в отношении их уголовное преследование, иначе правоохранительные органы обяза­ны арестовать этих лиц в любой точке Российской Федерации.

 Седьмое. О финансировании Чечни. Моя позиция и раньше, и тем более сейчас сводится к тому, чтобы ни одной копейки туда не выделять. Единственным исключением может быть выделение денег на строитель­ство жилья для русских, не желающих жить под властью сепаратистов.

И восьмое. Войска, дислоцированные там на постоянной основе, а речь идет о 101-й и 205-й бригадах, ни в коем случае не должны быть выведены из занимаемых ими военных городков. Их присутствие там является сейчас главным аргументом того, что Чечня — часть России. Непонятна, повторяю, та торопливость, с которой представители требу­ют вывода этих войск. Видимо, Масхадову потребовались теплые казар­мы для размещения своих боевиков. А наши солдаты могут спать в па­латках на снегу в чистом поле.

Со всей ответственностью заявляю: России не хватает единства ее политиков перед лицом угрозы для базовых ценностей и фундаменталь­ных государственных интересов. Если эта нехватка будет восполнена, то найдется все необходимое: и мощная дееспособная армия, и новейшее оружие, и международная поддержка, и эффективные политические ре­шения, и достойные союзники, и главное — настоящая поддержка своего народа, своей страны. На встрече в Назрани, прошедшей недавно, о ко­торой говорил Александр Иванович, не было сказано ни одного слова о территориальной целостности России.


 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: