Хасбулатов Руслан Имранович ПЛАН МИРА

для Чеченской Республики, предложенный профессором Русланом И. Хасбулатовым

1. Ключевой элемент разрешения проблемы, — то есть установление прочного Мира на территории Чеченской Республики — это «Особый статус» Республики при международных гарантиях (как средство достижения Мира (признание международного патронажа).

Понятия:

o Общей политико — стратегической задачей для конфликтующих сторон выступает установление прочного, гарантированного Мира и спокойствия в Чеченской Республике. Стороны понимают и признают эту реальность.

o Средство (или средства, методы) достижения поставленной выше Главной Задачи — переговоры между конфликтующими (воюющими) сторонами при полноправном участии самого Народа в переговорном процессе.

o Основной методологической , теоретической и правовой базой для начала переговоров, понимания их сути и задачи (как для российской федеральной, так и воюющей чеченской ), выступает настоящий проект «Плана Мира», учитывающий интересы не просто «конфликтующих стороны», но и мнения и долгосрочные устремления народов к мирному сосуществованию, независимо от форм организации этого сосуществования.

o Основной базой для начала переговоров рассматривается предложенный «План Мира» с его ключевым элементом — «Особым статусом» (или статусом «международной автономии»), как формулы, позволяющей воюющим сторонам и мирному населению Республики прийти к согласию в вопросе завершения войны и достижения Мира.

o Что такое «особый статус»?:

o А) Первое обстоятельство ( теоретико-методологического свойства):
«Особый статус» (или статус международной автномии для Чеченской Республики) — это действительно «особый случай», историко-политический казус, не укладывающийся в рамки прецедентного понимания (и решения). Этот историко-политический КАЗУС сам по себе требует исключительного разрешения В силу этой особенности, и используя опыт разрешения такого рода мировых конфликтов -, тем не менее, необходимо прибегнуть к иным способам и средствам, которые могут реально и практически решить органическую проблему противостояния маленькой Чечни и огромной России.

o Б) Второе обстоятельство ( государственно — правовое определение, понятие как международная правовая категория) Статуса.. В частности под Особым статусом, или статусом международной автономии для Чеченской Республики , мы понимаем характер взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой, суть которых покоится па конкретных договорах и соглашениях, ие позволющих их вольно интерпретировать в зависимости от от настроений российских правителей.

o Этот статус основан на высоком уровне самостоятельности Чеченской Республики ( зарегистрированный в соответствующих Договорах и Соглашениях при непосредственном участии международных организаций).

o Установленные пределы в самостоятельности ( суверенитета) Чеченской республики имеют ограничения, что не позволяет утверждать о ее полной самостоятельности и независимости от России.

o Является очевидным фактом то обстоятельство, что Чеченская Республика более ( и далее) не является субъектом (частью) Российской Федерации, хотя и находится ( и должна находится, на наш взгляд), в государственно-правовом поле Российской Федерации.

Примечание:

1. Выше изложенное — это сущность » Особого статуса» исключительно для Чеченской Республики.. Пояснения юридического свойства сделаны по рекомендациям участников Международного Совещания в Лихтейштейне 16-18 августа 2002 года.

2. В содержание текста не внесено никаких изменений, не согласованных с представителями воюющих (конфликтующих) сторон .

Р.И. ХАСБУЛАТОВ
19 августа 2002 г., Лихтенштейн.

II. Причины, обусловившие такую необходимость

Не вдаваясь в подробности, отметим, что две войны (1994-1996 гг и 1999-2002гг.), велись на территории Чеченской Республики российскими вооруженными силами с особой жестокостью и мстительностью, имея откровенной целью уничтожить как можно больше мирных людей. Совершались (совершаются по сегодняшний день) массовые насилия, издевательства, пытки, мародерство и грабежи, поощряемые воинскими командирами, унижается весь народ. Десятки тысяч людей погибло (утверждают о цифре в превышающей 200 тысяч людей — граждан Чечни, убитых в двух войнах). Одновременно на территории России развернулись открытые акции по преследованию чеченцев-граждан России, для них созданы немыслимо тяжелые условия существования (постоянные милицейские налеты, дискриминация при найме на работу, издевательства и оскорбительное отношение, ставшие практикой и т.д.).

Все это привело к тому, что почти все население Чеченской республики, (с территории которой бежало большинство русскоязычного населения, оставшееся в живых после авиационных и артиллерийских налетов вооруженных сил России), больше не доверяет российским федеральным властям и откровенно желает значительного дистанцирования от них, в том числе в форме международных гарантий.

III. Содержание Особого статуса, укрепляющее самостоятельность
Республики

Основные элементы содержания:

· Чеченская Республика полностью самостоятельна в ведении любых вопросов на территории Республики, в том числе и организации власти, избираемой и подотчетной ее Народу.

· Чеченская Республика самостоятельно осуществляет внешнеполитические и внешнеэкономические связи в соответствии со своими внутренними задачами.

· Чеченская Республика становится демилитаризованной страной и на ее территории действуют исключительно органы правопорядка (никаких военных баз, гарнизонов, военизированных отрядов и т.д., что являлось предметом беспокойства соседей Республики в предыдущие годы (до начала Второй войны).

· Межународным гарантом особого статуса международной автономии Чеченской Республики, — а если быть предельно окровенным, — гарантом того, что с народом Чеченской Республики не произойдут такие «черные дела» как депортация 1944 года и войны типа 1994-1996гг и 1999-2002 гг., — должны явиться международные организации (ОБСЕ, ПАСЕ и др.), которые могли бы разместить на территории Республики группы своих постоянных наблюдателей.

· С задачами международных гарантий от будущего произвола сопряжена и международная правосубъектность Чеченской Республики.

IV.Ограничения в самостоятельности Республики

· Сохранение между Россией и Чеченской Республикой административных границ.

· Сохранение единого гражданства.

· Сохранение единой денежной системы (в этой области, как и в целом ряде других, должны быть подготовлены и заключены специальные соглашения, регламентирующие эту сложную область).

· При осуществлении самостоятельной деятельности в области внешних связей, Чеченская Республика обязуется не наносить ущерб интересам России. Россия же будет оказывать помощь Чеченской Республике в сфере международных связей, которые ей неоходимы и вытекают из ее особого статуса (статуса международной автономии).

· Чеченская Республика должна принять на себя обязательства в том, что в Республике недопустимо использовать на государственной, административной и муниципальной службе лиц, замешанных в коррупции в период действий различных марионеточных режимов.

Как остановить войну?

В настоящее время, когда высокие официальные лица России непрерывно внушают населению, в том числе с телеэкранов, идею об «идущем непрерывно процессе нормализации в Чеченской Республике», восстановлении разрушенных городов и сел, возвращении к мирной жизни населения, в том числе беженцев и т.д., — на самом деле обстановка совершенно противоположная. Она характеризуется, с одной стороны, режимом военной оккупации со стороны федеральных властей и их местных холуев. С другой стороны, не только не затихает нарастающее партизанское движение, оно становится массовым. С третьей стороны — на территории Республики дислоцирована мощная военная группировка численностью в 100 тысяч солдат и офицеров. Помимо этого, сюда направляются милицейские подразделения из всех регионов России, официально не учитывающиеся в пределах группировки. Избыточность войск стала реальной проблемой, порождающей массовые эксцессы. Я предлагаю предпринять следующие действия:

· Поскольку противоборствующие стороны — российские военные и бойцы чеченского сопротивления — самостоятельно не способны найти пути прекращения военных действий, необходимо создать авторитетную международную общественную инициативную группу из числа бывших и действующих государственных деятелей, депутатов Федерального Собрания России чеченского Парламента последнего созыва, а также представителей чеченской диаспоры.

· При активном содействии данной инициативной группы власти России должны незамедлительно вступить в переговорный процесс с единственно легитимными органами власти в лице Президента и Парламента Чеченской Республики Ичкерия, избранных 27 января 1997 г., признанных как Россией, так и международным сообществом.

· Переговоры должны быть трехсторонними, (а не двусторонними, как это произошло в Хасав-Юрте, то есть сговор двух конфликтующих сторон).

· При катастрофической ситуации в Чеченской Республике, которую иначе как «этнической чисткой» не назовешь, необходимо немедленно, без предварительных условий, прекратить всякие боевые действия и преступные, позорные для российских военных «зачистки», которые действительно ведут к окончательному отчуждению русских и чеченцев друг от друга.

· Поскольку высокие военные чины неоднократно утверждали о том, что боеспособные отряды боевиков разбиты и уничтожены, — начать немедленный вывод большей части федеральных вооруженных сил с территории Республики; не направлять в Республику более сотрудников МВД из Российских регионов; укрепить и увеличить численность МВД Республики, возложив на него ответственность за наведение внутреннего порядка.

· Создать условия нормальной работы для межународных организаций, особенно группы ОБСЕ, — которые могли бы внести существенный вклад в дело нормализации ситуации в Чеченской Республике.

Примечание: я специально не затрагиваю вопрос об избрании власти в Республике, поскольку выборам должна предшествовать стадия (этап) общей стабильности, включая достижение договоренности с федеральным Центром о том, «какие и как строить отношения между Чечней и Россией».

Экономическое восстановление Чеченской Республики

· Экономическое восстановление экономики немыслимо без трансформации социально-экономического базиса Республики в систему международных экономических отношений, учета правил и обязательств, действующих в мировой экономике. Стороны, признавшие данный документ как базу переговоров, учитывают эту глобальную реальность.

· Экономическое, социальное, культурное, экологическое восстановление — это не менее важная задача, чем прекращение военно-карательных действий и провозглашение Мира.

· Ущерб, нанесенный двумя войнами Чеченской Республике настолько велик, что Россия не в состоянии его самостоятельно компенсировать (по разным оценочным данным он составляет от 100 до 150 млрд.долл., с учетом того, что уничтожены дома и квартиры почти 1 млн человек). Направляемые сегодня из федерального бюджета средства, даже если исключить фактор коррупции и воровства — это сотая доля необходимых финансовых средств, без которых принципиально невозможна социальная стабильность в Республике.

· Этот фактор требует участия международного сообщества в деле восстановления Республики. Необходимо создание международного фонда по Чечне, созыва международных совещаний по этому вопросу, активное участие ООН и его организаций и учреждений, ведущих стран Запада и Организации Исламской конференции (ОИК) и других международных учреждений(МВФ, Всемирный Банк, Европейский Банк и т.д.), которые могли бы оказать финансовую помощь населению Чеченской Республике (через соответствующие программы и нужный контроль над их выполнением в любых формах).

· Состояние экологической ситуации в Чеченской Республике крайне опасное, оно не изучалось и не исследовалось федеральными органами власти. Неизвестно даже, может ли восстановление города Грозного дать нужные для нормальной жизнедеятельности человека условия. Мощные бомбардировки города сверхтяжелыми бомбами, — как утверждают многие специалисты, — привели к сдвигам в подземных пластах, и нефть повсюду в городской черте выдавливается на поверхность.

· Поэтому целесообразно организовать международную экологическую экспертизу не только для изучения ситуации в Грозном, но и по всей Республике. На основе Доклада этой авторитетной Группы международных экспертов-экологов, следовало бы провести в Грозном Международную экологическую Конференцию.

· И возможно, с учетом данных этой Группы, подготовить и провести Международную градостроительную (поселенческую) конференцию, посвященную восстановлению варварски разрушенных городов и сел Чеченской Республики, установлению прочного и гарантированного мира.

С этими предложениями я обращаюсь к российским властям, международным организациям и частным лицам во всем мире, всем тем, кто мог бы и хотел бы реально остановить продолжающуюся катастрофу, и прежде всего убийство чеченского народа, кто хотел бы принести Мир а Чечню, содействовать в ликвидации последствий жестокой войны, обрушившейся на нашу маленькую Республику и ее народ.

Р. И. Хасбулатов, 4 марта 2002 г., Москва

Текст согласован с полномочным представителем главы вооруженного сопротивления президента Ичкерии Аслана Масхадова, Ахмедом Закаевым на Стамбульской встрече 17 апреля 2002 года, одобрен на международной встрече в Лихтенштейне (при участии депутатов Государственной Думы Российской Федерации Асламбека Аслаханова и Юрия Щекочихина, а также экс-спикера российского парламента Ивана Рыбкина и Ахмеда Закаева) 17 августа 2002 года.

18 августа 2002 года, Лихтенштейн, Р. И. Хасбулатов.

Реклама

комментариев 6

  1. Под автором я имею виду Вас,Ахъяд.Баркал.

  2. Автор привел 1 и 2 статьи Конституции ЧРИ.Не могли бы Вы дать ссылку на эту Конституцию,а то никак не найду эти статьи в Конституции,которая доступна мне.Вторая статья приведенная автором вообще не имеется.

  3. Ларме Ахьяд, ассалам алейкум! На мой, дилетантский взгляд, перед нами, ситуация требующая размышления не только категориями права, не только с точки зрения, конституции, закона или каких либо прочих норм, но и с точки зрения произошедших изменений. Есть такое понятие как ситуативность, то есть, когда для достижения более высокой цели, мы просто обязаны принести в жертву, принципы, даже если они конституционные.
    Что я имею ввиду. Мы в двух войнах понесли немыслимые жертвы добиваясь независимости. Очевидно, что руководство России, сегодня не готово, ни по человеческим признакам, ни по государственным, решить это противостояние согласно духу и букве Международного закона: по другому, нежели, с точки зрения великорусского имперского шовинистического мышления. Второе, ещё более очевидное. Мир потерял свои ориентиры на справедливость! На планете хаос. Часть человечества, претендующая называться мировой цивилизацией, заблудилась в трёх соснах!!! Чтобы все увидели это, потребовался всего лишь маленький прыщик, в виде Ичкерии… Мы остались нос к носу, с тем, что именует себя — русский народ, это русскоговорящая масса отброшенная революцией в своём развитии на сотни лет назад, нуждается в корректировке, которая займёт определённое время. Никакого понятия о государственности и современном государстве она не имеет!

    Конечно же, и этот план никто не собирался принять, никто не собирался даже его серьёзно обсуждать, но, в первую очередь, мы сами не были готовы, подумав: с паршивой овцы хоть шерсти клок, согласиться хотя бы на это. (для нас это был «вариант» избежать чеченизации конфликта и рассцвета вахабизма.) Хотя, я тоже уверен на много процентов, что, даже, если бы весь мир нас поддержал с этим планом, ничего из этого не получилось бы! Почему? Да потому, что мы имеем дело не с народом, которого нет, а с нечто, непонятным, постояно меняющимся, мимикрирующим, субстанцией, с непонятными, логически необъяснимыми движениями, ярко окрашенной риторикой в цвета флагов грабительских войн ещё 18-19веков.
    Но это их сторона, меня настораживает некий, хотя и, на первый взгляд, справедливый, но всё таки, догматический подход к некоторым понятиям. Из твоего убеждения складывается впечатление того, что мы обречены на именно ЭТУ конституцию, и именно ЭТУ статью. Время когда она принималась было совершенно другим, условия тоже. Так что же мы, мы же живые люди, мы для закона, или закон для нас. Разве законы ни для людей придумываются, или наоборот…?
    Исходя из этого. Что вами сделано, для того чтобы что -то изменить, что -то прибавить или убавить или сделать согласно движению времени и развитию ситуации и самого общества. Ты, как Председатель Парламента, не можешь не знать, как работают такие же органы в других странах, в самых различных ситуациях. Как же нам идти и развиваться, если мы сейчас, не можем переступить букву закона..который написан для другого времени? Будем ждать, когда время изменится? Или до другой революционной ситуации?

  4. 18 августа 2002 года Р.Хасбулатов в своем «плане мира» пишет «об установлении мира Чеченской Республике» в составе РФ — России, не упоминая главный вопрос — о необходимости де оккупации территории суверенной ЧР-Ичкерия, воссозданной в соответствии с международным правом при распаде СССР в 1991 году. Это и есть «ключевой момент» в плане Хасбулатова Р. с попыткой незаконного подведения территории ЧР-Ичкерия под РФ-Россию.

    В плане мира говорится, что «Основной базой для начала переговоров рассматривается предложенный “План Мира” с его ключевым элементом – “Особым статусом” (или статусом “международной автономии”. Из этого выясняется тоже, что речь идет не о мире, а об изменении статуса ЧР-Ичкерия, статус который был определен чеченским народом в 1991 году.

    Конституция ЧРИ и Конституционный закон ЧР-Ичкерия об этом говорится следующее: Ст. 1. Государственный суверенитет и независимость Чеченской Республики Ичкерия неделимы и незыблемы и не могут быть предметом обсуждения и переговоров с другими государствами, включая и Россию.

    Ст. 2. Совершение или попытки совершить любыми должностными лицами Чеченской Республики Ичкерия действий, противоречащих Ст.1 настоящего Закона, являются тягчайшим преступлением против народа Чеченской Республики Ичкерия и влекут ответственность по законам Чеченской Республики Ичкерия.

    В плане говорится:«Сохранение между Россией и Чеченской Республикой административных границ», что не может быть по определению между государствами.

    В плане — «Сохранение единого гражданства»,что не может быть по определению.

    В плане говорится » Текст согласован с полномочным представителем главы вооруженного сопротивления президента Ичкерии Аслана Масхадова, Ахмедом Закаевым на Стамбульской встрече 17 апреля 2002 года, одобрен на международной встрече в Лихтенштейне (при участии депутатов Государственной Думы Российской Федерации Асламбека Аслаханова и Юрия Щекочихина, а также экс-спикера российского парламента Ивана Рыбкина и Ахмеда Закаева) 17 августа 2002 года».

    А.Закаев дожен ответить нам: по какому праву он «согласовал» план Хасбулатова по подведению территории ЧР-Ичкерия под РФ-Россию?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: