Внешнеполитический курс Грузии определен

иванишвилиГрузинский парламент принял резолюцию «Об основных направлениях внешней политики». Причем за документ проголосовали не только депутаты от правящей коалиции «Грузинская мечта» (ГМ), но и представители президентской партии Единое национальное движение (ЕНД). Консенсус стал итогом долгих дискуссий, парламентских дебатов, взаимных оскорблений и обвинений, но окончательное решение подтвердило, что разногласий стратегического характера между ГМ и ЕНД нет. Споры касались лишь тактических вопросов, некоторые из которых имеют существенный характер, однако кардинально не влияют на внешнеполитический курс.

Президентская партия настаивала на внесении соответствующих изменений и дополнений в Конституцию, но поскольку это долгая и кропотливая процедура, стороны согласились, что для преемственности внешней политики достаточно парламентской резолюции. В юридическом смысле, она не носит обязательного характера. Тем не менее ее политическое значение столь велико, что правительство Иванишвили вряд ли посмеет идти наперекор. Тем более в условиях, когда команда Саакашвили дышит ей в затылок, не желая мириться с новой ролью маргинального игрока на грузинской политической сцене.

Согласно документу, главными задачами внешней политики становится «создание гарантий безопасности, защита независимости и суверенитета, деоккупация территорий и восстановление единства страны в международно признанных границах». То есть ровно то, что считали своим приоритетом президент Саакашвили и его команда.

Правительство Иванишвили полностью перенимает и второй приоритет прежних властей, который тесно связан с задачей по защите и укреплению суверенитета – «интеграция в европейские и евроатлантические структуры. С этой целью «Грузия предпримет дальнейшие шаги по строительству и усилению демократических институтов, установлению системы управления, основанной на верховенстве права и прав человека, обеспечению необратимости устойчивого экономического развития. Грузия не станет членом тех международных организаций, политика которых противоречит указанным приоритетам».

Последний тезис наиболее интересен. В нем начинают проявляться тактические различия власти и оппозиции: президентская партия предлагала следующую формулировку: «Запрещено вступление Грузии в такие организации, как СНГ, ОДКБ, Евразийский союз, Таможенный союз и другие постсоветские межгосударственные политические, экономические и оборонные объединения, в которых доминирует РФ». От столь жестких формулировок депутаты отказались, но если внимательно прочитать тезис, связывающий вступление в НАТО и ЕС со средствами достижения этой цели, то окончательный вариант означает, что Грузия никогда не вступит в СНГ, то же самое.

Следующий пункт гласит, что европейский и евроатлантический курс внешней политики Грузии «служат устойчивому демократическому развитию, безопасности страны и не направлены против какого-либо государства». Но вопрос вступления в НАТО уже как бы считается решенным. «Задачей ближайшего периода является достижение соглашения о модальностях и сроках», — подчеркивается в резолюции. И в этом проявляется главная схожесть внешнеполитических подходов двух команд: ни одна из них не желает признавать, что дальнейшее расширение НАТО на Восток – это вовсе не проблема «модальности и сроков», а фундаментального осложнения отношений НАТО и России, к чему Запад явно не готов, да и не видит в этом ни малейшей необходимости, как и резона в нынешней исторической и геополитической ситуации.

Кроме того, между строк тезиса читается «наивная» вера новых властей во главе с Иванишвили, что исток трагических осложнений в российско-грузинских отношениях, в неправильной тактике, избранной Саакашвили и его недипломатической риторике, либо конкретных импульсивных решениях, а не в общей стратегии грузинских элит за весь период государственной независимости.

Ничем не отличается позиция сторон и по вопросу участия в международных миротворческих операциях (в операции НАТО в Афганистане): «Внесение Грузией вклада в международные миротворческие, полицейские и гражданские операции является одним из важнейших компонентов защиты национальных интересов». Несколько витиеватая формула повторяет неоднократно озвученный президентом тезис о том, что воюя в Афганистане, Грузия защищает свои национальные интересы, поскольку повышает у западных государств мотивацию окончательно «не сдавать» ее России. Новый министр обороны страны Ираклий Аласания подтвердил, что грузинский контингент, являющийся самым крупным среди стран–не членов НАТО, останется в Афганистане и после 2014 года, то есть формального завершения операции ISAF.

С США Грузия намерена строить отношения в соответствии с Хартией стратегического партнерства, оформленной уже при Обаме. В ее рамках рассматриваются четыре основных направления сотрудничества: в области обороны и безопасности; в экономике, торговле и энергетике, достижение соглашения о свободной торговле; усиление демократии; углубление отношений между народами, в том числе достижение соглашения по безвизовому режиму. Причем «выполнение соглашений с США, и ЕС как главными стратегическими партнерами Грузия рассматривает в качестве обязательства перед собственным обществом». Это четкая ссылка на результаты референдума 2008 года о вступлении в НАТО.

Что касается России, то «Грузия ведет диалог с РФ в рамках проходящих в Женеве международных механизмов по безопасности на Кавказе, а также в двустороннем формате. Целью диалога является урегулирование конфликта, формирование добрососедских отношений и их развитие». При этом «Грузия должна способствовать сближению на Южном Кавказе интересов США, ЕС и России». Примечательно, что предыдущий вариант этого пункта, разработанный правящей коалицией, гласил: «Грузия не должна впредь становится проблемой и «камнем преткновения» во взаимоотношениях между Россией, США и ЕС». Но данная формулировка вызывала негативную реакцию «националов» и от нее пришлось отказаться.

Особое внимание уделяется «расширению двусторонних политических и экономических отношений с Азербайджаном, Турцией и Арменией. Для этих стран Грузия должна стать пространством по реализации взаимовыгодных политических и экономических отношений и бизнес возможностей».

Не забыто и северокавказское направление: «Отношения с северокавказскими народами будут основываться на историческом опыте добрососедства, культурного и гуманитарного сотрудничества и традиции», — говорится в резолюции.

Наконец, пункт 18 четко формулирует позицию по вопросу восстановления дипломатических отношений с РФ: «Грузия не может иметь дипломатические отношения с теми государствами, которые признают независимость Абхазии и Цхинвальского региона / Южной Осетии». Тем самым зафиксирована «красная линия», переход которой не представляется возможным при любой конфигурации власти в Тбилиси, если эту конфигурацию составляют политические субъекты, почти единогласно принявшие резолюцию о преемственности внешнеполитического курса Саакашвили.

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

12.03.2013

 Вестник Кавказа

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: