РЕЗОЛЮЦИЯ 1221 (2000)11 — «Конфликт в Чеченской Республике» – об исполнении рекомендаций 1444 (2000) и 1456 (2000) Парламентской Ассамблеи

                                                     

РЕЗОЛЮЦИЯ 1221 (2000)11 — «Конфликт в Чеченской Республике» – об исполнении рекомендаций 1444 (2000) и 1456 (2000) Парламентской Ассамблеи

1. Ассамблея напоминает о резолюции 1201 (1999) от 4 ноября 1999 года,рекомендации 1444 (2000)от 27 января 2000 ирекомендации 1456 (2000)от 6 апреля 2000.

2. В резолюции 1456 (2000) содержался призыв к Комитету Министров о безотлагательном начале в соответствии со статьей 8 Устава процедуры приостановления прав Российской Федерации на представительство в Совете Европы, если не будет достигнуто существенного, нарастающего и явного прогресса в выполнении требований, выдвинутых Ассамблеей.

3. Ассамблея принимает к сведению ответ Комитета Министров, представленный во вторник 27 июня, где содержится напоминание о мерах, принятых в связи с рекомендацией 1456 (2000), и в частности о том, что:

i. 21 июня 2000 года три эксперта Совета Европы начали работу в Бюро г-на Каламанова – специального представителя Президента Российской Федерации по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике – в селе Знаменское (Чеченская Республика).

ii. Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания 20-27 апреля осуществил второе посещение Северного Кавказа;

iii. под эгидой Совета Европы проведены семинары – в Пятигорске на тему «Иерархия норм в федеральном государстве и методы согласования федерального и регионального законодательства» (27-28 апреля 2000 г.) и во Владикавказе на тему «Демократия, верховенство закона и права человека» (30-31 мая 2000 г.); среди их участников были представители российских органов власти, северокавказских республик и других регионов Российской Федерации, заинтересованных международных и неправительственных организаций. В нем также приняли участие «временная администрация Чеченской Республики» и ряд религиозных лидеров Чечни;

iv. Комитет Министров вместе с Европейской комиссией и Российской Федерацией пересматривают направления сотрудничества с целью укрепления демократической стабильности в районе Северного Кавказа включая Чечню;

v. имели место регулярные контакты между ирландским Председателем Комитета Министров и Министром иностранных дел России; итальянский Председатель Комитета Министров и Генеральный секретарь посетили Москву и Северокавказский регион с 22 по 24 июня 2000 года.

4. Кроме того, Ассамблея принимает к сведению:

i. принятое президентом Путиным 13 апреля 2000 года обязательство провести расследование всех случаев нарушения прав человека, имевших место в Северокавказском регионе, вне зависимости от того, кем они совершены, и привлечь виновных к ответственности, а также аналогичное обязательство, принятое Государственной думой 12 апреля 2000 года;

ii. создание Россией правозащитных механизмов, в том числе:

a. «Комиссии Государственной Думы по нормализации общественно-политического и социально-экономического положения и соблюдению прав человека в Чеченской Республике»,

b. «Национальной общественной комиссии по расследованию преступлений и обеспечению прав человека на Северном Кавказе» и

c. Бюро г-на Каламанова;

iii. сообщения о возбуждении уголовных дел по предполагаемым фактам правонарушений, совершенных российскими федеральными силами против чеченского населения;

iv. меры, заявленной целью которых является обеспечение профессиональной правовой помощи лицам, подозреваемым или обвиняемым в преступлениях на территории Чеченской Республики.

5. Ассамблея сожалеет о том, что деятельность вышеуказанных органов еще не дала существенных результатов. Она с особой озабоченностью отмечает, что военная прокуратура в настоящее время расследует очень небольшое число преступлений, совершенных российскими федеральными войсками против чеченского населения, учитывая, что она является единственным органом в Российской Федерации, которая может передавать такие дела в суд.

6. Ассамблея озабочена сообщениями о том, что:

i. российские федеральные силы продолжают использовать боевую авиацию и артиллерию, особенно в южной части Чечни;

ii. некомбаттанты по-прежнему подвергаются произвольным арестам, заключению под стражу и жестокому обращению; некоторые из них после ареста «пропали без вести»;

iii. гражданское население по-прежнему подвергается притеснениям (вымогательствам и грабежам) и жестокому обращению со стороны служащих федеральных сил, а их свобода передвижения строго ограничена;

iv. ухудшилась ситуация в отношении свободы прессы в Чеченской Республике.

7. Ассамблея призывает Генерального секретаря Совета Европы и Комитет Министров в полной мере и регулярно информировать ее о сообщениях, получаемых от экспертов Совета Европы, которые работают в бюро г-на Каламанова.

8. Она также призывает Российскую Федерацию немедленно опубликовать предварительные замечания делегации Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (КПП) по итогам его второго посещения региона, а также подготавливающийся в настоящее время полный отчет об обоих посещениях, как только он будет готов.

9. Ассамблея также принимает к сведению указ президента Путина от 8 июня 2000 года о создании «временной системы исполнительных органов в Чеченской Республике», подчиненных непосредственно ему. Она глубоко сожалеет о решении российского правительства о навязывании чеченскому населению назначенных представителей вместо поиска политического диалога, но отмечает, что переходный период продлится, как ожидается, полтора-два года и призывает Российскую Федерацию сделать все возможное для того, чтобы выборы в законодательный орган были проведены в эти сроки.

10. Ассамблея сожалеет, что до сих пор чеченская сторона не выполнила ее требований. В частности, она сожалеет о том, что чеченской стороной объявлен новый «джихад» (священная война), а заложники по-прежнему находятся в неволе.

11. Ассамблея также принимает к сведению анализ, проведенный экспертами по международному праву в области прав человека по поручению Генерального секретаря Совета Европы в отношении его переписки с Министром иностранных дел Российской Федерации Ивановым по вопросу о том, каким образом во внутреннем праве Российской Федерации обеспечивается реальное выполнение Европейской конвенции о правах человека. Эксперты заявили, что ответы г-на Иванова на запросы Генерального секретаря не являются надлежащими и что Россия не выполняет своих юридических обязательств в качестве Договаривающего государства по статье 52 Конвенции.

12. Ассамблея полагает, что роль России в управлении европейскими и мировыми делами очень важна. Вместе с тем Ассамблея снова указывает, что единственный смысл существования Совета Европы заключается в укреплении прав человека, и поэтому его члены обязаны постоянно, убедительно, на практике доказывать, что они соблюдают права человека; Ассамблея полагает, что обеспечение выполнения этого обязательства является главной обязанностью и Комитета Министров, и Парламентской Ассамблеи.

13. Ассамблея по-прежнему озабочена тем, чтобы лица, перемещенные в результате конфликта, и другие его жертвы получали всевозможную помощь и содействие. Она призывает российские власти принимать такую международную помощь и содействовать ее поступлению и просит Комиссию по миграции, беженцам и демографии представить доклад о ситуации в этой области.

14. Ассамблея подчеркивает, что ее первейшей заботой является то, чтобы Россия полостью соблюдала свои обязательства государства – члена Совета Европы, несмотря на эту безусловную провокацию и совершенно неприемлемые акты терроризма и похищений, совершаемые определенными формированиями в Чечне. Только при выполнении этого условия будет возможно оказывать ей содействие в восстановлении полного соблюдения норм правового государства и прав человека в Чеченской Республике.

15. Ассамблея выражает готовность к сотрудничеству с компетентными российскими парламентскими органами для обеспечения полного соблюдения стандартов Совета Европы в Чеченской Республике.

16. Ассамблея сожалеет — как о нарушении свободы выражения мнений – о том, что Федеральное Собрание Российской Федерации воспрепятствовало некоторым членам российской парламентской делегации в участии в июньской части сессии, на что они имеют право, кроме как по их собственной инициативе, поскольку Федеральное Собрание Российской Федерации отказалось покрывать их расходы.

17. Ассамблея выражает пожелание о том, чтобы Федеральное Собрание Российской Федерации активно и существенным образом использовало свое влияние для улучшения положения с правами человека в Чеченской Республике, и в результате право голосования российской делегации могло бы быть восстановлено.

18. Во исполнение пункта 15 настоящей резолюции Ассамблея поручает Бюро учредить специальную комиссию, состоящую из представителей политических групп и докладчиков компетентных комиссий с тем, чтобы осуществлять наблюдение за выполнением рекомендаций 1444 и 1456 (2000) и докладывать ей и компетентным комиссиям о достигнутом прогрессе или о его отсутствии. Первоначально Бюро следует обеспечить участие этой специальной комиссии в парламентских слушаниях о положении в Чеченской Республике, проводимых Государственной думой в сентябре 2000 года.

19. Между тем Ассамблея снова обращается к чеченским бойцам с призывом при ведении военных действий соблюдать права человека и Женевские конвенции и быть готовыми к открытию политического диалога с российскими властями.

20. Ассамблея считает совершенно неприемлемым, что Комитет Министров не осудил ведения Россией военной кампании в Чеченской Республике и явившихся следствием этого нарушений прав человека, противоречащих принципам Совета Европы, и не рассмотрел серьезно последствий этого для членства России в Совете Европы. Поэтому Ассамблея подтверждает свою позицию о том, что Комитет Министров должен осудить ведение Россией военной кампании в Чеченской Республике и явившиеся следствием этого нарушения прав человека, противоречащие принципам Совета Европы.

21. Поскольку Ассамблея считает, что действия, предпринятые к настоящему времени Россией, еще не дали убедительных и существенных результатов, рекомендации Ассамблеи в адрес Российской Федерации должны полностью оставаться в силе и Ассамблея повторяет свои призывы к тому, чтобы вплоть до достижения нарастающего прогресса Комитет Министров продолжал рассматривать вопрос о возможности дальнейшего членства России в Совете Европы.

22. Ассамблея также глубоко сожалеет о том, что ни одно из правительств государств – членов Совета Европы – высоких договаривающихся сторон Европейской конвенции о правах человека – все еще не воспользовалось статьей 33 Европейской конвенции о правах человека и не передало в Европейский суд по правам человека заявлений о нарушениях Российской Федерацией положений Конвенции и Протокола к ней.Ассамблея снова обращается к государствам-членам с настоятельным призывом о подаче в Суд межгосударственных исков по статье 33 Конвенции.

Предварительное издание

РЕКОМЕНДАЦИЯ 1444 (2000)11О конфликте в Чечне

1. Ассамблея напоминает о своей резолюции 1201 (1999) от 4 ноября 1999 года «О конфликте в Чечне», в которой содержится призыв к России избегать военных действий против гражданского населения, объявить прекращение огня и начать мирный диалог с избранными чеченскими властями,а также требование наказать лиц, виновных в актах терроризма, нарушениях прав человека и похищениях и немедленно освободить всех заложников.

2. Она напоминает также о заявлении Бюро Парламентской Ассамблеи о ситуации в Чечне от 12 декабря 1999 года, в соответствии с которым «дальнейшие нарушения могут привести к тому, что Парламентская Ассамблея поставит под вопрос участие России в работе Ассамблеи и в Совете Европы вообще», и принимает к сведению выводы своей делегации, недавно посетившей Москву, Дагестан, Чечню и Ингушетию (16-20 января 2000 года).

3. При вступлении в Совет Европы Россия взяла на себя обязательство урегулировать как внутренние, так и международные споры мирными средствами и строго соблюдать нормы международного гуманитарного права, в том числе в случае вооруженных конфликтов на своей территории.

4. Как член Совета Европы Россия обязана обеспечить соблюдение Европейской конвенции о правах человека, верховенство закона и принципов демократии на всей своей территории, в том числе в Чечне.

5. Ассамблея признает право России сохранять свою территориальную целостность, бороться с терроризмом и преступностью и защищать население, в том числе население Чечни и соседних республик и областей, от террористических нападений и актов бандитизма. Ассамблея подтверждает свое решительное осуждение всех террористических актов, похищений, публичных казней и нарушений прав человека в Чечне.

6. Тем не менее, она подчеркивает, что средства, используемые для достижения этих целей должны соответствовать международным обязательствам России и не должны, в частности, включать неизбирательное и непропорциональное применение силы, от которого страдает гражданское население.

7. Ассамблея осуждает как полностью неприемлемое нынешнее ведение военных операций в Чечне, которые приводят к трагическим последствиям для большого числа мирных граждан в этой республике. В результате неизбирательного и несоразмерного применения силы грубо нарушаются такие основные права некомбатантов в Чечне, как право на жизнь, право на свободу и безопасность.

8. Таким образом, Россия нарушает некоторые наиболее важнейшие обязательства по Европейской конвенции о правах человека и нормам международного гуманитарного права, а также обязательства, принятые ею при вступлении в Совет Европы.

9. Ассамблея считает, что военные действия, которые ведут российские федеральные силы в Чечне, нарушают требования верховенства права, поскольку по своим масштабам они не подпадают под действие законодательства по борьбе с организованной преступностью при том, что не объявлено чрезвычайное положение; таким образом эти действия являются произволом и не регулируются правовыми нормами.

10. Ассамблея выражает сожаление, что в период 1996-1999 гг. чеченское руководство оказалось неспособным обеспечить в Чечне законность и соблюдение основных прав человека и индивидуальных свобод.

11. Ассамблея требует, чтобы чеченская сторона установила незамедлительное и полное прекращение огня и призывает избранных чеченских представителей сделать все, что в их силах, для достижения освобождения всех заложников, прекращения всех террористических актов и насилия с чеченской стороны и предать правосудию лиц, совершивших эти действия, а также обеспечения соблюдения демократических стандартов на территориях, находящихся под их контролем.

12. Ассамблея вновь заявляет о своей готовности поддерживать все усилия, направленные на восстановление верховенства права и соблюдение демократических принципов в Чечне, а также восстановления в этой республике социально-экономических структур, при условии, что такие усилия соответствуют международно признанным нормам и стандартам.

13. Ассамблея признает, что конфликт имеет глубокие исторические корни и убеждена, что долгосрочное и реалистичное решение может быть основано лишь на отказе от насилия и согласии как убедительного большинства населения, так и всех основных сторон конфликта.

14. С определенным удовлетворением Ассамблея отмечает, что исполняющий обязанности Президента России Владимир Путин согласился с предложением о присутствии в регионе представителей Совета Европы. Цель такого присутствия – осуществление совместно с российскими властями мониторинга соблюдения прав человека и гуманитарной ситуации, а также подготовить предложение по этим вопросам.

15. Она приветствует также готовность России сотрудничать с Советом Европы в разрешении конфликта и принять во внимание предложения Организации по этому вопросу.

16. Ассамблея призывает Россию:

i. немедленно установить полное прекращение огня и, в частности, немедленно прекратить все неизбирательные и несоразмерные военные действия в Чечне, включая использование новобранцев, и обеспечить безопасность гражданского населения;

ii. немедленно без каких-либо предварительных условий начать политический диалог с избранными чеченскими властями с целью обеспечения полного прекращения огня и достижения всеобъемлющего политического решения конфликта;

iii. разрешить всем желающим покинуть Чечню в условиях полной безопасности и достоинства, независимо от пола и возраста, и обеспечить затем для них надлежащую защиту и поддержку;

iv. воздерживаться от любой насильственной репатриации в Чечню;

v. строго соблюдать основные права человека применительно к гражданскому населению на территориях в Чечне, находящихся под ее контролем, в частности в отношении нарушений прав человека и преследований со стороны военных и сил охраны порядка;

vi. создать условия для беспрепятственной доставки международной гуманитарной помощи и эффективной деятельности в этом регионе зарубежных правительственных и неправительственных гуманитарных организаций;

vii. обеспечить свободный доступ в регион представителей российских и зарубежных СМИ;

viii. обсудить с компетентными международными организациями, включая Совет Европы, каким образом они могли бы способствовать политическому решению конфликта;

ix. начать в регионе диалог по вопросу мирного решения чеченского конфликта с участием представителей Чечни, Дагестана, Ингушетии и Северной Осетии, а также компетентных международных организаций, включая Совет Европы;

x. потребовать от Российской Федерации обеспечить полное соблюдение одной из основных норм демократии, а именно полноценное и независимое функционирование средств массовой информации.

17. Ассамблея рекомендует Комитету Министров:

i. передать настоящую рекомендацию Ассамблеи правительству России и просит Председателя Комитета Министров немедленно предпринять соответствующие шаги по ее выполнению;

ii. в сжатые сроки принять в тесном сотрудничестве с российскими властями необходимые меры по обеспечению присутствия Совета Европы в регионе, с учетом деятельности других международных организаций;

iii. рассмотреть на всем очередном заседании вопрос о нарушениях прав человека в ходе чеченского конфликта с тем, чтобы принять необходимые меры в рамках своих уставных полномочий;

iv. рассмотреть в тесном сотрудничестве с российскими властями программы помощи и сотрудничества с Советом Европы, с том, чтобы эти программы прямо или косвенно не замедлили разрешение конфликта;

v. оказать российским властям соответствующую поддержку в реализации мер по нормализации ситуации в Чечне, в частности в формировании местных органов власти, проведении регистрации населения и обеспечении того, чтобы финансовая и материальная помощь действительно доходила до тех, кто в ней нуждается;

vi. играть активную роль в подготовке совместно с Российской Федерацией региональной конференции с участием Чечни, Дагестана, Ингушетии, а также компетентных международных организаций, включая Совет Европы, для координации мер содействия в поиске окончательного решения конфликта в Чечне;

vii. призвать государства-члены принять эффективные меры по контролю потока оружия на Северный Кавказ.

18. Ассамблея твердо намерена внимательно следить за выполнением требований, изложенных в пункте 14 настоящей рекомендации, подчеркивая, вместе с тем, что их невыполнение неизбежно потребует рассмотрения на апрельской части сессии Ассамблеи 2000 года вопроса о продолжении членства России и ее участия в деятельности Ассамблеи и Совета Европы в целом. В связи с этим Ассамблея призывает Комиссию по политическим вопросам, Комиссию по миграции, беженцам и демографии, Комиссию по юридическим вопросам и правам человека и Комиссию по мониторингу организовать повторную поездку докладчиков в регион до апрельской части сессии с целью подготовки доклада относительно необходимости такого рассмотрения.

Предварительное изданиеРЕКОМЕНДАЦИЯ 1456 (2000)1Конфликт в Чеченской Республике — выполнение Россией рекомендации 1444 (2000)

1. Парламентская ассамблея напоминает о своих позициях по конфликту в Чеченской Республике, изложенных в Резолюции 1201(1999) от 4ноября 1999года  и  Рекомендации 1444 (2000)от 27января 2000года.

2. В Рекомендации 1444 (2000) Ассамблея, подтвердив приверженность принципу территориальной целостности Российской Федерации, просила Российскую Федерацию выполнить ряд требований, направленных на прекращение конфликта, восстановление верховенства закона и соблюдение прав человека в Чеченской Республике.

3. Одновременно Ассамблея также решила, что если Россия не выполнит указанные требования, то продолжение ее членства в Совете Европы должно быть неизбежно пересмотрено.

4. В рамках мониторинга выполнения Рекомендации 1444 (2000) 9-13 марта 2000года Специальная комиссия Ассамблеи посетила Москву и Северный Кавказ (Республику Дагестан, Республику Ингушетия, Республику Северная Осетия-Алания и Чеченскую Республику).

5. Ассамблея принимает во внимание некоторые положительные меры, принятые Россией во исполнение Рекомендации 1444 (2000), такие как:

i. назначение Владимира Каламанова Специальным представителем Президента Российской Федерации по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике и принципиальное согласие принять консультативное экспертное содействие для Бюро В.А.Каламанова в форме участия в работе Бюро экспертного персонала Совета Европы;

ii. создание Комиссии Государственной Думы по нормализации общественно-политического и социально-экономического положения и соблюдению прав человека в Чеченской Республике;

iii. продление срока действия амнистии до 15мая 2000года в отношении «лиц, совершивших общественно опасные деяния» на Северном Кавказе в ходе конфликта;

iv. отмена как незаконного приказа о запрете чеченцам мужского пола в возрасте от 10 до 60 лет пересекать административную границу Чеченской Республики;

v. согласие на проведение двух региональных семинаров под эгидой Совета Европы — одного по федерализму — в Пятигорске (Ставропольский край) 27-28апреля2000г. и другого — о роли демократических институтов в восстановлении демократии и обеспечении прав человека — во Владикавказе (Республика Северная Осетия-Алания) 29-30мая 2000года, в которых примут участие представители Российской Федерации, Северо-Кавказских республик Российской Федерации, включая Чеченскую Республику, соседних российских регионов и неправительственных организаций;

vi. подписание рабочего меморандума с Генеральным секретарем ООН о порядке оказания гуманитарной помощи в регионе и достижение соглашения с Международным Комитетом Красного Креста (МККК) о его деятельности в Чеченской Республике и о доступе представителей МККК в пункты временного содержания;

vii. прием ряда делегаций представителей международных организаций с визитами в регион Северного Кавказа.

6. Россия, вместе с тем, пока не ответила на два выдвинутых Ассамблеей ключевых политических требования, а именно, осуществить незамедлительное и полное прекращение огня и начать политический диалог без предварительных условий с избранными чеченскими властями.

7. Что касается требования к России о строгом соблюдении основополагающих прав человека в отношении гражданского населения на территориях, находящихся под контролем российских властей, то до настоящего времени сделаны только заявления о намерениях. Ассамблея приняла во внимание ответы, данные российским Министром иностранных дел на запросы Генерального секретаря с объяснениями в соответствии со статьей 52 Европейской конвенции о правах человека. Она сожалеет, что пока эти ответы не были удовлетворительными.

8. Ассамблея вновь заявляет, что Россия нарушила и продолжает нарушать ряд своих наиболее важных обязательств как по Европейской конвенции о правах человека, в особенности по Статье 2 (право на жизнь), так и по международному гуманитарному праву, а также обязательства, добровольно взятые на себя при вступлении в Совет Европы.

9. В частности, Ассамблея осуждает следующие действия российских федеральных войск в Чечне:

i. полное и преднамеренное разрушение Грозного — наиболее вопиющий пример неизбирательных и несоразмерных военных действий, которые стоили жизни сотням, а может быть и тысячам гражданских лиц;

ii. продолжающиеся нападения на гражданское население, начиная с применения воздушных бомбардировок и другого тяжелого оружия в густонаселенных районах и кончая военными преступлениями федеральных войск, включая убийства и изнасилования гражданских лиц;

iii. изнасилования — жестокое средство ведения военных действий — в отношении чеченских женщин и девушек;

iv. имевшие, как утверждается, место произвольные аресты и содержание под стражей некомбатантов, а также плохое, как сообщается, обращение с ними во время содержания под стражей;

v. продолжающееся использование молодых призывников в военной кампании в Чечне.

10. Ассамблея также сожалеет о то, что чеченская сторона до сих пор не выполнила требования, изложенные в п. 11 Рекомендации 1444 (2000), в частности, она не может согласиться с тем, что чеченская сторона не осуществила прекращение огня и что ни один из заложников не был отпущен. Ассамблея вновь заявляет, что все ее требования остаются полностью в силе и настаивает на том, чтобы чеченская сторона немедленно выполнила эти требования и согласилась на любое предложение о переговорах без предварительных условий.

11. Признавая, что нарушения прав человека совершались и совершаются обеими сторонами в конфликте, Ассамблея считает, что членство в Совете Европы требует приверженности более высоким нормам поведения. Ассамблея не может принять, что неспособность государства-члена соблюдать стандарты Организации оправдывается поведением его противников.

12. Ассамблея по этой причине считает, что Россия по-прежнему должна убедительно выполнить требования, изложенные в Рекомендации 1444 (2000), и что вследствие отсутствия реальных шагов в этом направлении продолжаются гибель людей и несоразмерные страдания, а также нарушения прав человека в Чеченской Республике.

13. Ассамблея напоминает, что, несмотря на прогресс, которого она должна была еще добиться, при вступлении в Совет Европы Россию рассматривали как способную и стремящуюся продолжать в Совете Европы и при его содействии демократические реформы, направленные на приведение законодательства и практики страны в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы.

14. Ассамблея напоминает, что Россия при вступлении в Совет Европы взяла на себя письменные обязательства соблюдать принципы и стандарты Организации и выполнять все обязательства, вытекающие из Устава Совета Европы и его наиболее важных конвенций. В частности, были получены заверения, что вступление России в Совет Европы не приведет к снижению высоких стандартов Организации. Учитывая эти заверения, Ассамблея настаивает на поддержании и соблюдении стандартов Совета Европы и высказывает сожаление, что своим поведением в Чеченской Республике Россия отступает от этих стандартов и самым серьезным образом нарушает свои обязательства.

15. Ассамблея подчеркивает, что Совет Европы обладает политическими и правовыми инструментами для того, чтобы помочь России выполнить свои добровольно взятые обязательства в отношении прав человека в Чеченской Республике. Она, в частности, считает, что Европейская конвенция о правах человека и предусмотренный ею контрольный механизм должны быть полностью задействованы.

16. Ассамблея призывает Государственную Думу Российской Федерации начать более широкий диалог с Ассамблеей и пригласить наблюдателей от Ассамблеи принять участие в заседаниях Комиссии Государственной Думы и содействию нормализации общественно-политического и социально-экономического положения и соблюдению прав человека в Чеченской Республике.

17. Ассамблея призывает Российскую делегацию занять четкую позицию в Государственной Думе в связи с массовыми нарушениями прав человека в Чечне, предложив соответствующее постановление.

18. Ассамблея считает, что имеются значительные основания для озабоченности, как отмечается в числе прочего в некоторых из предыдущих пунктов, в связи с грубым и систематическим нарушением российскими властями в Чеченской Республике Европейской конвенции о правах человека. Поэтому Ассамблея призывает государства-члены Совета Европы как высокие договаривающиеся стороны Конвенции срочно задействовать Статью 33 Конвенции и передать в Европейский суд по правам человека вопрос о предполагаемых нарушениях Россией положений Конвенции и ее Протоколов.

19. Действия, предпринимаемые в рамках Совета Европы, могут, однако, принести результаты только если Россия делами подтвердит свою готовность соблюдать принципы Совета Европы. Ассамблея, по этой причине, требует от России безотлагательно принять следующие конкретные меры:

i. прежде всего незамедлительно прекратить все нарушения прав человека в Чеченской Республике, включая плохое обращение и преследования гражданских лиц и некомбатантов в Чеченской Республике российскими федеральными войсками и имевшие, как утверждается, место пытки задержанных и плохое обращение с ними;

ii. незамедлительно начать политический диалог без предварительных условий или ограничений со всем спектром представителей чеченского народа, включая представителей избранных чеченских властей с целью достижения всеобъемлющего политического урегулирования конфликта;

iii. признавая необходимость обязательств с обеих сторон, добиваться безотлагательного прекращения огня;

iv. незамедлительно прекратить все неизбирательные и несоразмерные военные действия в Чеченской Республике, включая использование молодых призывников, и прекратить все нападения на гражданское население;

v. разрешить проведение независимых расследований предполагаемых нарушений прав человека и военных преступлений в Чеченской Республике;

vi. осуществить систематическое, реальное и исчерпывающее уголовное преследование Главной военной прокуратурой военнослужащих федеральных войск, участвовавших в военных преступлениях и других нарушениях прав человека.

20. Ассамблея также настоятельно призывает Россию:

i. свести к минимуму бюрократические препятствия, которые могли бы существенно повлиять на качество гуманитарной помощи и, в частности, отменить таможенные пошлины и сборы при ввозе гуманитарной помощи и разрешить радиосвязь на местах;

ii. обеспечить всем задержанным в регионе лицам доступ к независимой правовой помощи в соответствии с действующим законодательством;

iii. обеспечить, чтобы компетентные международные органы имели доступ ко всем задержанным в регионе, включая тех, которые находятся в пунктах временного содержания в самой Чеченской Республике;

iv. разрешить доступ в Чеченскую Республику всем гуманитарным организациям, желающим работать в этом регионе, и оказать им всяческое содействие в выполнении этой задачи;

v. как только он будет завершен, опубликовать готовящийся полный доклад Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания по итогам визита делегации Комитета в места лишения свободы в Чеченской Республике, Республике Северная Осетия-Алания и в Ставропольском крае в марте 2000 года; одновременно, в течение трех месяцев представить, как того требует Комитет, отчет о шагах, предпринятых по выполнению его замечаний, переданных российским властям 4 марта 2000 года;

vi. обеспечить свободный доступ в регион российских и зарубежных СМИ;

vii. воздерживаться от любых форм насильственной или поспешной репатриации до создания безопасных и достойных условий для возвращения.

21. Ассамблея считает, что Парламент Российской Федерации, а также созданная Комиссия Государственной Думы по содействию нормализации общественно-политического и социально-экономического положения и соблюдению прав человека в Чеченской Республике могут сыграть важную роль в обеспечении скорейшего выполнения Россией положений настоящей рекомендации и в этой связи отмечает необходимость продолжения в полном объеме взаимодействия с новой парламентской делегацией Российской Федерации.

22. Ассамблея принимает к сведению меры, предпринятые Комитетом Министров Совета Европы, его Председателем и Комиссаром Совета Европы по правам человека А. Хиль-Роблесом в ответ на Рекомендацию 1444 (2000). Ассамблея также принимает к сведению заявление, принятое Комиссией по политическим вопросам 7 марта 2000 года с выражением озабоченности в связи с недостаточными действиями Комитета Министров по предложениям Парламентской Ассамблеи относительно конфликта в Чеченской Республике.

23. Ассамблея приветствует усилия доброй воли, предпринятые Грузией, которая, несмотря на экономические трудности, дает убежище и оказывает необходимую гуманитарную помощь беженцам из Чеченской Республики.

24. Она рекомендует Комитету Министров:

i. продолжить и активизировать деятельность по выполнению Рекомендации 1444 (2000) и настаивать, чтобы Россия выполняла свои обязательства, вытекающие из Устава Совета Европы и международного гуманитарного права, в частности:

а. обеспечить, чтобы консультативное экспертное содействие для Бюро В.А.Каламанова в форме участия в работе Бюро экспертного персонала Совета Европы начало осуществляться как можно скорее в соответствии с условиями, определенными Генеральным секретарем Совета Европы и Министром иностранных дел Российской Федерации в соглашении, вступившем в силу 4 апреля 2000 года;

b. настаивать на том, чтобы Чеченская Республика была как можно шире представлена на вышесказанных семинарах в Пятигорске в апреле 2000года и в Северной Осетии в мае 2000 года, не в последнюю очередь представителями избранных чеченских властей, приверженных поискам мирного решения;

c. возобновить рассмотрение пункта 17 (iii) Рекомендации 1444 (2000), касающегося вопросов нарушения прав человека в Чеченской Республике и действий, которые должны быть предприняты в этой связи;

ii. если немедленно не будет достигнуто существенного, нарастающего и явного прогресса в выполнении требований, изложенных в пункте 19 настоящей рекомендации, безотлагательно начать в соответствии со Статьей 8Устава процедуру приостановления прав России на представительство в Совете Европы;

iii. доложить Парламентской Ассамблее в июне либо о прогрессе, в результате которого действия на основании Статьи 8 Устава становятся более нецелесообразными, либо о действиях, предпринятых на основании указанной статьи;

iv. доложить Ассамблее в июне о действиях, которые были предприняты в соответствии со Статьей 33 Европейской конвенции о правах человека, как это указано выше в пункте 13;

v. поручить своему Председателю и Генеральному секретарю как можно скорее посетить Москву, чтобы потребовать от российских властей безотлагательно выполнить вышеизложенные рекомендации.

25. Ассамблея заключает, что поведение Российской Федерации в Чечне в последние несколько месяцев до настоящего времени представляет собой серьезное нарушение статьи 3 Устава Совета Европы, и что полностью оправданным явилось бы использование всех возможностей, предоставленных Уставом СЕ и Правилами процедуры Парламентской Ассамблеи. Тем не менее, Ассамблея стремится к укреплению и поощрению тех политических сил в России, которые проявляют готовность соблюдать обязательства, вытекающие из членства в Совете Европы, и вернуться к соблюдению его стандартов.

Реклама

Один ответ

  1. Эта резолюция ПАСЕ — полное доказательство того, что законы ( даже международные) служать для оправдания сильных государств, и угнетения прав слабых . Позор!!!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: