O встрече Джохара Дудаева с Королём Саудовской Аравии Фахдом ибн Абдель Азиз ас-Сауд

После появления в Интернете уникальных видеоматериалов из архива Эдуарда Хачукаева, связанных с зарубежными поездками Президента Чеченской Республики Ичкерия, Джохара Дудаева, многим становится интересно узнать о разных обстоятельствах таких визитов и потому они задаются вопросами: «А как именно проходили эти встречи чеченского лидера с главами государств и правительств зарубежных стран, о чём они конкретно говорили во время своих бесед, какие проблемы решали, каких договорённостей достигали?» Мы вновь воспользовались предоставленной нам возможностью и заглянули в документы тех лет, бережно хранимые все эти годы одним из ближайших соратников Джохара.

Первая наша публикация относится к исторической встрече Джохара Дудаева с Королём Саудовской Аравии, Хранителем двух Благородных Святынь, его величеством Фахдом ибн Абдель Азиз ас-Сауд в августе 1992 года. Эту встречу готовил Эдуард Хачукаев, бывший в то время советником Короля Саудовской Аравии, а техническую часть визита (полёт и переговоры) помогали осуществлять Алиев Рамзан, (в то время начальник департамента гражданской авиации Чеченской Республики), и Шамседдин Юсеф (на тот момент советник Президента ЧР по иностранным делам).

Это была самая первая поездка Высокой Чеченской Делегации (ВЧД) за рубеж из аэропорта города Грозный – столицы своей собственной независимой республики. ВЧД была встречена в аэропорту саудовского города Джидда с подобающими протокольными почестями, соответствующими рабочему визиту Главы государства, а его величество, король Фахд имел полуторачасовую беседу с Президентом ЧР, Джохаром Дудаевым.

Во время приема в королевской резиденции близ Джидды Хранитель двух Мусульманских Святынь Король Фахд начал свою беседу со следующих слов:

  • Господин Президент, мой исламский брат, я много слышал от моего Советника Эди (Эдуард Хачукаев) о твоей прекрасной горной стране. Говорят, она богата изумрудной зеленью, живительным воздухом и вкуснейшей ключевою водою. Я мечтаю побывать в твоей стране и посмотреть на это райское место. И вообще, если ты не возражаешь, мой брат, я бы купил место рядом с твоим дворцом и построил себе резиденцию, чтобы проводить там время, свободное от моих государственных забот, да и здоровье заодно поправил бы там. А сегодня я очень рад приветствовать дорогого моего гостя и сопровождающих его лиц на этой святой для всех мусульман земле и надеюсь, что время, проведенное здесь чеченской делегацией, будет полезным нашим народам и угодным Аллаху.

Говорит Джохар Дудаев:

  • Прежде всего я хочу поблагодарить Его Величество, Хранителя двух Святынь и моего исламского брата, за тот сердечный прием, который оказан нашей делегации. Мы все находимся под сильным впечатлением от посещения мусульманской Святыни – Каабы. Мы особенно горды тем, что нам оказана самая большая честь – войти внутрь Каабы и сотворить молитвы в четыре стороны и сделать доа.

Да, действительно, в моей стране есть всё то, о чем ты говоришь и о чём только можно мечтать. Грех, как говорится, жаловаться. Единственное, в чём нам не повезло, так это с одним большим северным соседом. Но в этом тоже есть свои преимущества. Что касается твоего предложения приехать в нашу страну, скажу, что я, правда, живу в обычном доме в простом квартале рабочего посёлка среди обычных людей, граждан моей страны. Но место для нашего Саудовского Большого Брата, можно считать, уже выделено, так что, пользуясь своими полномочиями и предоставленной мне судьбою сегодняшней возможностью, приглашаю тебя, мой брат, в гостеприимную Чеченскую Республику пожить в предоставленной тебе достойной резиденции и познать красоту нашего края. Чеченский народ несказанно обрадуется твоему визиту и это хорошо послужит делу налаживания отношений между нашими государствами.

Король Фахд продолжает:

  • Я знаю, мой уважаемый брат, что у тебя не складываются отношения с российским соседом. Русский (российский) посол уже передал в наш МИД, что Раис Руси (Глава России) Ельцин недоволен тем, что мы принимаем тебя и наших братьев по Умме с подобающим протоколом. Вообще-то, отношения с советами (СССР) исторически не складывались и у нас. В 1950 году русский (советский) посол в Аравии доложил Сталину о том, что держать здесь (на аравийском полуострове) посольство невыгодно и накладно. В качестве аргументов сталинский посол сказал: «Здесь не то что помидоры и огурцы, а и картошка не растёт». Представляешь, мой брат, какую причину нашли?! В те годы Сталин создавал Израиль и не очень жаловал бедных арабов. Вот так и закрыли Советы своё посольство, и у нас, практически, не было никаких отношений с ними около 40 лет. А как только русские тогда уехали, слава Аллаху, у нас появилась нефть. Однако, назад им дороги уже не было, уж больно сильно хлопнули дверью. И только сейчас, больше года назад русские вновь решили открыть своё посольство в Эр-Рияде. Так что нам тоже знаком этот русский менталитет.

(Продолжение следует)

Виссарион Гугушвили,  декабрь, 2010 год

Документальное видео:

http://www.facebook.com/video/video.php?v=1438532279948

http://www.facebook.com/video/video.php?v=1438538080093

http://www.facebook.com/video/video.php?v=1438131869938

http://www.facebook.com/video/video.php?v=1545474593439

Добавить комментарий

